На ближайшем пленарном заседании донского парламента будет рассмотрен отчет об исполнении областного бюджета прошлого года. А перед этим, как то и положено по закону, вопрос обсудили на публичных слушаниях.

Получились они вполне представительными. В зале заседаний донского парламента собралось более трех сотен человек: областные министры, руководители муниципалитетов, депутаты – от думских до местных. А также самые обычные граждане из числа тех, кто живо интересуется темой бюджетной политики областной власти.

Именно они являются активными посетителями созданных на сайте областного минфина разделов – таких как «Открытый бюджет», «Бюджет для каждого» или «Бюджетный калькулятор». Здесь можно не только проследить за ходом бюджетного процесса, но и попробовать силы в верстке бюджета. Изменить, скажем, один из параметров – и посмотреть, как изменяются при этом другие показатели: дефицит или профицит, наполняемость доходных статей, величины приоритетных расходов и т. п.

По оценке заместителя губернатора – министра финансов области Лилии Федотовой, прозрачность бюджетного процесса год от года растет. И это, безусловно, положительно сказывается на исполнении бюджета:

– Открытость бюджетных данных – это один из приоритетов нашей финансовой политики. Вот и бюджет 2016 года состоялся. Результаты его исполнения нас радуют. Выполнены первоочередные мероприятия по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности…

Впечатляют темпы роста доходной части –  свыше 114% к уровню 2015 года. При этом более 23 млрд рублей составляет рост собственных доходов, и по этому показателю Ростовская область находится в числе регионов-лидеров. 

– Мы уже сейчас занимаем устойчивые позиции в ряду низкодотационных регионов, –  заметила Л. Федотова, отвечая на вопрос «Нашего времени» о бюджетных перспективах региона. – Еще в 2010 году уровень дотационности Ростовской области превышал 20%. По итогам 2016 года мы достигли уровня зависимости от средств федерального бюджета всего в 7%…

Тенденция очевидна. Однако чтобы стать бездотацинной территорией, еще предстоит приложить дополнительные усилия.

–  По предварительным расчетам, при сохранении нынешних экономических условий обойтись без дотаций нам позволил бы дополнительный доход в 54 млрд рублей, – заметила в этой связи Л. Федотова.

Не самая большая сумма, но тем не менее это треть всех теперешних доходов консолидированного бюджета. А они по итогам 2016 года составили 190,9 млрд рублей. При этом расходы исполнены в сумме 186,4 млрд. рублей с ростом на 962 млн.

Налицо профицит в 4,5 млрд. И это особенно радует: ведь рабочий вариант бюджета-2016, принятый Законодательным собранием, был дефицитным. Первоначальная величина превышения расходов над доходами составляла 7 млрд рублей. В ходе верстки бюджета велись даже расчеты, исходя из дефицита в 14 млрд. По итогам же года, как видим, дефицит обратился в профицит. 

Способствовали этому, по оценке Л. Федотовой, линия на развитие доходного потенциала, прежде всего экономического, курс на рост инвестиций, увеличение налоговых сборов за счет работы с неплательщиками,  которую министр финансов обозначила как «агрессивную». И обязательно – при разумно сдержанной долговой политике и соблюдении жесткого режима экономии. Последний фактор Л. Федотова подчеркнула особо:

– У нас расходы на содержание аппарата управления составляют всего немногим более двух процентов от общей суммы налоговых и неналоговых доходов. При нормативе в 2,8%. Этим можно гордиться…

А заместитель председателя Совета Федерации, сенатор от Ростовской области Евгений Бушмин повод для гордости видит как раз в превращении первоначального бюджетного дефицита в профицит. Ведь именно дефицитность принятого в конце 2015 года варианта бюджета-2016 стала мишенью для его острой критики. Но:

– Если всякий раз ставить перед собой такие по-доброму амбициозные задачи, мы продолжим в хорошем темпе двигаться вперед…

По оценке сенатора, решающую роль в возникновении профицита сыграла четкая отраслевая работа минфина, что позволило на 10 млрд рублей увеличить собираемые в бюджет целевые средства. Плюс отказ от коммерческих кредитов – как результат взвешенной долговой политики областного правительства. Долговая нагрузка сегодня оптимальна и находится на безопасном уровне. Достаточно сказать, что уровень госдолга области по итогам 2016 года составил 33% к объему доходной части. Что более чем укладывается в нормативы Бюджетного кодекса.

Все перечисленные выше направления бюджетно-финансовой политики областной власти сохраняются и в этом году. Что особо подчеркнул первый заместитель председателя Законодательного собрания – председатель комитета по бюджету Андрей Харченко. Его вывод:

–  Все обязательства бюджета выполнены. Заложен фундамент для работы в 2017 году и определены принципы идеологии  нового бюджета, работа над которым сейчас начинается.