Губернатор Василий Голубев откровенно отвечает на вопросы журналистов

Фото с сайта www.donland.ru

Нынешняя традиционная  пресс-конференция губернатора была посвящена итогам социально-экономического развития области в 2017 году. И, конечно, перспективам года наступившего. Она впервые транслировалась в эфире телеканала «Россия-24 Дон». Можно было следить за ее ходом также через Интернет. 

Хозяева пресс-конференции – журналисты  «ДонТР»  – попросили Василия Голубева выделить знаковые события 2017 года: как радостные, так и негатив.

Разумеется, о достижениях ушедшего года говорить легко и приятно: очередной рекордный урожай и пуск впервые в современной России построенного с нуля аэропорта, безусловно, стали вехами в развитии донского края. А что же все-таки с минусами? В. Голубев мог, наверное, уйти от ответа, но не стал. И назвал печально знаменитый августовский пожар в Ростове.

– Сложная проблема, – заметил губернатор, коснувшись вопроса обеспечения погорельцев жильем. – Но мы, кажется, находим выход из этой ситуации…

По его словам, уже 158 семей из числа переживших августовское несчастье подтвердили право на получение субсидий на покупку жилья:

– Кто имеет право по закону получить жилье, его получит. Как только люди подтверждают свое право, им нужно обратиться в мэрию...

Свой вопрос задал и корреспондент газеты «Наше время».Спокойная откровенность В. Голубева задала тон всей пресс-конференции. Народ принялся допрашивать главу региона, что называется, без оглядки на политес. Говорили все больше об узких местах и нерешенных проблемах. Многие из тем поднимались на страницах «Нашего времени». Так что с актуальностью у газеты, видимо, все в порядке. Что не может не радовать.

Вот совсем недавно у нас вышла целая серия материалов о проблемах транспортной доступности аэропорта «Платов». А теперь на пресс-конференции такой вопрос поднял корреспондент «ДонТР» Александр Кравцов. Отвечая, губернатор согласился: проблема существует. Журналисты были правы, указывая в свое время и на нехватку мест для багажа в так называемых шаттлах, а проще говоря – в маршрутках, курсирующих между аэропортом и Ростовом, и на неразвитую пока транспортную инфраструктуру самого аэропорта. В. Голубев пояснил: взят курс на использование автобусов большой вместимости. Два таких уже выпущены на линию:

– Что касается шаттлов, то интервал их движения будет откорректирован в соответствии с расписанием авиарейсов. Кроме того, в аэропорт из Новочеркасска и других городов будут заезжать рейсовые автобусы. В августе предполагаем начать строительство еще двух полос на дороге от «Платова» до Северного обхода и завершить его к лету 2019 года.  Уверен, что уже в первой половине текущего года мы ситуацию заметно изменим…

 Постоянно обращается наша газета и к сложным социально-политическим проблемам граничащего с Украиной Чертковского района. Если кто не помнит: там граница с настроенным сегодня далеко не дружественно соседним государством проходит едва ли не через центр Чертково. И на встрече с губернатором редактор газеты «Вести Чертковские» Александр Зеленин коснулся возможности облегченного варианта перехода границы в приграничных населенных пунктах – хотя бы на время праздников. 

Почти сто журналистов из разных территорий и разных изданий было аккредитовано на пресс-конференции.– В нынешнем году такая возможность сохранится. Об этом договорились пограничные структуры России и Украины, – заверил В. Голубев. Хотя признал при этом, что прямых официальных контактов с контролируемыми Киевом частями Луганской и Донецкой областей у регионального правительства, по сути, нет. И тем не менее надежда на добрую волю сопредельной стороны сохраняется.

Украинский разлом повлиял на жизнь соседнего Чертковского района не только в гуманитарном плане. Сегодня в связи с запуском железнодорожного сообщения по новой ветке – через  Журавку и Миллерово, в обход Украины – райцентр из оживленной станции превращается в тупик. Со всеми вытекающими социальными последствиями для населения поселка и района. Неясны перспективы с рабочими местами, с транспортными связями с Ростовом и другими городами области и страны. 

Остается под вопросом даже судьба старинного здания чертковского вокзала – памятника здешней истории. Губернатор, как мог, постарался развеять опасения чертковцев:

– Новая схема железнодорожного движения никак не отразится на железнодорожных перевозках в Чертково.

В обход, через станцию Кутейниково, пущены только поезда дальнего следования. Так что местный вокзал не закроют, электрички будут ходить…

Тема реализации так называемых майских указов президента страны – тоже одна из центральных на страницах «Нашего времени». Но понятно, что волнуют вопросы развития социальной сферы не только нас. Что и подтвердила редактор газеты Аксайского района «Победа» Наталья Лукина, спросившая В. Голубева о перспективах повышения зарплаты учителям и медикам. Губернатор заверил, что такой курс поддерживается как федеральной, так и региональной властью:

– Мы в полном объеме выполним эти указы президента. На эти цели в бюджете области предусмотрено три миллиарда рублей. Еще 2,1 миллиарда мы получим в качестве поддержки из федерального бюджета. По каждой из названных вами категорий мы задачу выполним. Средства для этого есть. Повышение зарплаты ожидает также младший и средний обслуживающий медперсонал, сотрудников социальных учреждений. Плюс в областной бюджет заложено еще  2,4 миллиарда рублей на поддержку не упомянутых в указах категорий…

Остро прозвучал очередной вопрос, заданный журналистами «ДонТР». Они облекли его в форму видеосюжета, убедительно продемонстрировав все пороки системы общественного транспорта Ростова. Плата за проезд растет, а качество обслуживания не только не меняется, но и зачастую становится хуже. Мнение губернатора:

– Транспортное обслуживание будет качественным, когда заработают транспортные схемы, разработка которых только началась. Миллионному Ростову требуется комплексная система, где транспортные потоки – движение электричек, автобусов, маршруток – будут взаимосвязаны. Мы планируем уменьшить на улицах Ростова число маршруток, увеличив количество автобусов большой вместимости. Кроме того, закупаем современный экологически чистый транспорт.  Иными словами, комплексная транспортная схема должна учитывать не только строительство новых дорог, но и развитие самого транспорта…

Понятно, что и вопрос «Нашего времени»  отнюдь не отвлеченных тем коснулся:

– Как и когда производится экспертная оценка предлагаемых инвесторами проектов? Как застраховать экономику области от недобросовестных инвесторов, подобных хозяевам компаний «Кингкоул» и азовского «МТЕ Ковосвит мас»?

Напомним: названные компании, наобещав златые горы, с треском провалили собственные проекты. Итог их деятельности: люди без зарплаты, ценнейшее оборудование загублено. Говоря о тех печальных ситуациях, губернатор подчеркнул, что областная власть прежде всего озаботилась социальным аспектом проблемы. А именно: положением брошенных на произвол судьбы людей, работавших на этих предприятиях. И прежде всего в «Кингкоуле», где долги по зарплате достигли безумной величины в 300 с лишним миллионов рублей:

– Наше влияние на решение этой проблемы заметно выросло, когда мы взяли инициативу на себя и добились, чтобы имущество компании-банкрота не реализовывалось без нашего участия...

Что касается «Ковосвита», то там долги людям на порядок меньше. Так ведь и работников тоже совсем немного. И тем не менее:

– Этот бизнес-проект – очевидная неудача. Мы рассчитывали, что область сможет с его помощью сделать очень заметный шаг в станкостроении. Но материнская компания из Чехии не смогла прокредитовать свою дочернюю структуру в Азове. И таким образом проект сегодня приостановлен. Но это проблема не одной Ростовской области…

Губернатор прав: вороватость российских партнеров зарубежных фирм – это всероссийская беда. По нашим данным, именно «домашняя» составляющая масштабного совместного проекта дала слабину. Вот чехи и приостановили дело, предоставив нам делать выводы.

Очевидно, что в таких условиях роль своевременной, объективной и взыскательной экспертизы инвестпроектов должна только возрастать. Губернатор уверен:

– Сложившаяся сегодня схема позволяет при качественной работе достаточно основательно оценивать проекты. Отраслевая экспертиза, проверяющая проект перед тем, как отправить его в комиссию при губернаторе, со своими задачами справляется. Необходимости в создании дополнительных экспертных структур нет…

Думается, дело не в новых структурах, а в том, чтобы уже существующие усилили бдительность. Неслучайно губернатор именно качество работы экспертов поставил во главу угла. 

Наш второй вопрос – о  состоянии проектов «губернаторской сотни» –  побудил главу региона остановиться на тех переменах, которые претерпела в минувшем году вся эта система:

– «Губернаторская сотня» пополнилась двумя десятками новых проектов. Если раньше мы ограничивались подписанием лишь протоколов о намерениях, то сейчас мы исключили подписание таких документов. Потому что зачастую намерения не совпадают с реальностью. Теперь мы подписываем соглашение о реализации. К этому моменту проект проработан, инвестор оценил свои возможности. Тогда и мы будем готовы принять на себя определенные обязательства по субсидированию проекта…

И в этом году область рассчитывает на подписание инвестиционных соглашений на экономических форумах в Сочи и Петербурге.

Добросовестным инвесторам у нас всегда рады, – заключил В. Голубев. – А они должны доказать нам серьезность своих намерений…

Насколько серьезны намерения авторов проекта создания Багаевского гидроузла? И главное – насколько серьезны последствия реализации этого амбициозного, но достаточно спорного проекта? Вот вопросы, которыми постоянно задаются журналисты «Нашего времени» и многих других донских СМИ. На большой пресс-конференции губернатора тему подняла газета «Крестьянин». Отвечая на вопрос ее ведущего редактора Анны Колобовой,  В. Голубев сделал упор на экономической целесообразности проекта:

– Его востребованность доказало маловодье 2015 года, когда по Дону не могли передвигаться большие грузовые суда. Но, конечно же, при реализации проекта будут учтены мнения всех экспертов. Его реализация не должна нанести урона экологии региона…

Что ж, будем надеяться на осторожность областной власти. В конце концов, ее слово в данном случае не так уж мало значит. Да и в большинстве других ситуаций тоже.

Перспективы развития агломераций на Дону, подготовка к мундиалю, создание зон ветроэнергетики… Наряду с такими масштабными вопросами звучали на пресс-конференции и другие, строго говоря, вопросами не являющиеся. Это были скорее обращения к губернатору с мест. Пользуясь обстановкой прямого диалога, главу области просили посодействовать в строительстве где-то клуба, где-то спорткомплекса. Обращали внимание Голубева на затерянный в степи хутор, сетовали на сохраняющееся еще местами «цифровое неравенство»… 

В Интернете успели уже вдоволь поязвить по поводу таких ходатайств. Хотя, если вдуматься, едва ли нужды глубинки стоит делать объектами шуток. В конце концов, люди хотят жить по-человечески везде. И если миллионной южной столице нужен ледовый дворец, то почему не нужен его местный аналог Новошахтинску? В конце концов, тот же проект «Комфортная среда» не для одних лишь столиц создавался… Если все откладывать до наступления светлого будущего, рискуем этого будущего никогда не дождаться.

И надо отдать должное губернатору: он терпеливо выслушивал подобные вопросы и старался обстоятельно и конкретно ответить на каждый. С обоснованием возможности, указанием сроков. Позже, уже по окончании пресс-конференции, он признается, что  журналистские вопросы – пусть даже и самые острые – позволяют ему отчетливее представить себе ситуацию в территориях. И не просто в территориях, а в самых, как говорят в России, «медвежьих углах». Чтобы со временем подобных углов становилось меньше.