
Тенденции и перспективы развития донских территорий обсудили в ходе общественных слушаний законопроекта «О развитии агломераций».

ЭТОТ законопроект уже прошел первое чтение в донском парламенте. А теперь свои предложения в ходе слушаний с участием донских парламентариев, руководителей областных министерств и ведомств, представителей муниципалитетов, членов общественных палат разного уровня, гражданских активистов, предпринимателей, ученых высказала общественность.
Уже сегодня в области обозначаются контуры будущих территориальных агломераций. По оценке специалистов, в недалеком будущем кроме Ростовской появятся Шахтинская, Миллеровская, Морозовская, Сальская и Волгодонская агломерации.
Но пока, по мнению председателя Законодательного собрания области Александра ИЩЕНКО, необходимо сосредоточиться на развитии самой крупной и значимой – Ростовской агломерации. Позже на ее базе появится реальная возможность развития и остальных территориальных объединений. Если же распылить усилия, считает А. Ищенко, то закон работать не станет. Между тем:
– Задача закона – сформулировать общее направление развития, дать механизмы тем муниципальным образованиям, которые поймут, что их ускоренное развитие возможно только через агломерационный путь…
По словам спикера донского парламента, агломерация сокращает издержки каждого входящего в него муниципалитета. И за счет этого появляется возможность выделять больше средств на строительство новых поликлиник, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, школ, детских садов, на ремонт, модернизацию, строительство новых дорог:
– Такие объединения позволяют перераспределять бюджетные расходы. И самое главное, делают территорию экономически привлекательной для появления нового производства, новых технологий, а значит, и новых рабочих мест с новым уровнем заработной платы...
По существу, принятый 26 июля в первом чтении документ фиксирует уже давно начавшийся процесс взаимного притяжения территорий. Процесс объективный, продиктованный нашей социально-экономической реальностью. И хорошо, что в свое время на Дону от проблем создания агломераций не отмахнулись, а серьезно взялись изучать их. Сегодняшний законопроект — это во многом результат такого подхода. Коль скоро агломерационный процесс – это данность развития, то в стороне от мировой тенденции оставаться нельзя. Тем более что тенденция эта – со знаком плюс.
Касаясь механизмов ее реализации, заместитель председателя Законодательного собрания – председатель парламентского комитета по законодательству Ирина РУКАВИШНИКОВА подчеркнула, что создаваться агломерации смогут только через заключение межмуниципальных соглашений:
– Это принципиально важный момент. От того, как договорятся между собой муниципалитеты, имеющие общие интересы в рамках социального и экономического развития, зависит эффективность агломерации. Поэтому важно предусмотреть в тексте законопроекта положение о том, какие существенные условия должны быть прописаны в межмуниципальном соглашении.Именно от этого будет зависеть наполнение, самой агломерации...
– Ростовская агломерация вошла в список 14 крупнейших в России, – заметил министр экономического развития области Максим ПАПУШЕНКО. – Суммарное число ее жителей составляет 2,6 млн человек. И Ростовская агломерация выходит на третье место в стране. Ее преимущество – компактность. Общая площадь составляет всего лишь 16 тыс. кв. километров при высокой плотности населения – 127 человек на кв. километр. А в ядре агломерации – даже 272 человека. Это способствует инновационному развитию экономики.

А министр транспорта Андрей ИВАНОВ, оттолкнувшись от высказывания своего коллеги о 60-90 минутах как о критерии доступности центра агломерации для жителей ее окраин, постарался сформулировать основы транспортной политики внутри ее ядра. Для чего обратился к примеру Москвы. По его словам, столице удается избегать транспортного коллапса не только и не столько за счет расширения дорог, строительства новых развязок и т.п. Главное, что там на деле утверждается приоритет общественного транспорта и одновременно создаются удобства для пешеходов. Таким образом, личный транспорт как бы выдавливается из центра мегаполиса:
– Собянин (мэр Москвы – В.К.) как-то заметил: «Если бы мы этого не сделали, столица уже сейчас стояла бы круглые сутки». Теперь такси в Москве приезжает вдвое быстрее автомобиля скорой помощи. Дороги нужны не для личного транспорта, который стоит в пробках, а для того, чтобы обеспечить быстрое и комфортное перемещение. Сегодня в больших городах личный автомобиль не нужен. Он становится неудобным излишеством…
У нас же при числе жителей Большого Ростова, составляющем больше половины населения области, плотность дорог в агломерации – 6 % от общерегионального значения. Что делает многокилометровые пробки неизбежными и постоянными. Избавиться от них позволят не столько административные, сколько политические и социально-экономические меры.
А главный архитектор области Алексей ПОЛЯНСКИЙ призвал во всех агломерационных процессах ориентироваться на разработанную учеными-градостроителями схему территориального планирования области, как на основной документ ее пространственного развития. Наверное, это и будет единственно верным и даже универсальным подходом к проблеме. Ведь несмотря на то, что оба министра говорили об агломерации как об урбанистическом процессе, на деле это не совсем так. Существуют в мире и сельские агломерации. Просто пока процесс интегрирования идет на основе городов. Сельские агломерации – это следующий этап. И позже о них еще придется говорить. Тем не менее схема территориального развития области такие процессы подразумевает и учитывает:
– Пусть понятие агломерации до сих пор не было отражено в градостроительном законодательстве, тема эта всегда существовала у нас на рабочем столе. А сейчас мы разрабатываем ее в тесной увязке со Стратегией социально-экономического развития области до 2030 года...Пожалуй, именно на «Стратегию-2030» опиралось большинство предложений, внесенных участниками дискуссии. Так, председатель Собрания депутатов Миллеровского района Роман ТОПОЛЬСКОВ обратил внимание на необходимость тщательной проработки характера межбюджетных отношений внутри агломерации. Очевидно, что понимать центр агломерации как этакую сказочную сороку-белобоку, которая кормит финансовой кашкой всех своих «птенцов», ничего не получая взамен для развития территории, было бы непростительной наивностью. И финансовым риском, которого следует избегать. Проблема эта характерна как раз для относительно небольших агломераций типа будущей Миллеровской, где есть городское ядро и окраины в виде поселений с их более чем скромными бюджетами.
А генеральный директор Агентства инвестиционного развития области Игорь БУРАКОВ призвал не кроить транспортную политику Ростовской агломерации по московским лекалам. У столицы принципиально иные возможности и несопоставимо большие расходы на транспортную систему. По его словам, в 2017 году 69 % всех общероссийских расходов на транспорт было потрачено в столице, а на благоустройство Москвы выделено 59 % общих расходов по стране.
Профессор ЮФУ Виктор МИНОРАНСКИЙ выразил озабоченность отсутствием в законопроекте экологической составляющей:
– Ни одного слова нет об экологии, об охране природы. А надо бы начинать именно с этого. Надо вставить положение об экологических условиях, о путях стабилизации и улучшения экологической ситуации. Человек существует за счет воздуха, воды, зелени. Будет здоровое население – все остальное приложится…
С ним согласился министр природных ресурсов и экологии области Михаил ФИШКИН:
– Надо будет обязательно дополнить законопроект статьей о комфортной природной среде…
Председатель парламентского комитета по местному самоуправлению Александр НЕЧУШКИН обратил внимание на необходимость отразить в законе проблему равномерного покрытия территории агломераций качественной мобильной связью:
– Решение этой проблемы будет полезно любому жителю объединяющихся в агломерацию населенных пунктов…
Вопрос, кстати, говоря, сорвал аплодисменты, что лишний раз доказывает его значимость. От себя добавим, что законодательного регулирования потребует и проблема обеспечения территорий проводной связью. Очевидно, что ее тарифы внутри агломерации и даже региона, образованные еще по стандартам советских времен и ориентирующиеся исключительно на километраж, уже не отвечают современным экономическим и техническим реалиям. И ко всему прочему бьют по конкурентоспособности традиционного стационарного телефона. Мобильные операторы в своем ценообразовании давно уже выбрали совершенно иные экономические ориентиры…
В общем, почти трехчасовой разговор вышел оживленным. И затронул едва ли не все стороны нашей жизни. Но возможно ли и главное – нужно ли включать в рамочный закон столько деталей? Вот как ответил на этот вопрос А. Ищенко:
– Сам по себе закон не устанавливает конкретику. Он принимается для того, чтобы законодательно обеспечить реализацию «Стратегии-2030» И если смотреть на процесс в целом, то надо понимать, что задача и этого закона, и «Стратегии-2030», и тех решений, которые будут принимать органы исполнительной власти, муниципалитеты, – это снизить расходы на управление. Уменьшить количество чиновников, сократить траты в бюджетной сфере, убрать барьеры между муниципалитетами в сфере социального обслуживания, образования, транспортного обеспечения…
Как видим, эффективную модель взаимодействия территорий в рамках агломерации еще только предстоит создавать. Как и нарабатывать опыт равноправного финансирования совместных проектов и справедливого распределения доходов. Создавая агломерацию, предстоит распутать целый клубок разноплановых проблем. И далеко не всегда финансовых. Денег на самом деле потребуется не так уж и много. Просто нужно вкладывать их в человеческий капитал.
Это только кажется, что задача создания агломераций решаема на уровне города-ядра. В реальности она требует затрат интеллекта и политической воли в масштабе всего региона. И начало положено: создается закон, который позволит наладить отношения внутри самого объединения. Ведь агломерация – это, прежде всего совместное развитие.
Видео Владимира АПАРИНА

