Сегодня считается, что механизмы государственно-частного партнерства и концессионные соглашения наиболее эффективны для решения общественно значимых задач в условиях ограниченных бюджетных возможностей. Но пока у нас в стране нет ни одного примера – за исключением строительства аэропорта Пулково и объездных дорог вокруг разводных мостов в Санкт-Петербурге, которые в чистом виде можно отнести к государственно-частному партнерству. 

На заседании в Красном Сулине правление СМО РО обсуждало острые проблемы, от которых зависит жизнь муниципалитетов.

В Ростовской области на 1 января 2017 года заключено 117 концессионных соглашений, причем тенденция такая же, как и по многим регионам, – договоры заключаются в основном в сфере ЖКХ: это востребовано, и алгоритм действий понятен участникам. 

Для концессионных соглашений и ГЧП в области полностью сформирована нормативно-правовая база и прописан механизм межведомственного взаимодействия: между министерствами, ведомствами и частными партнерами – инициаторами реализации проектов. Но еще, уверен министр, нужен и реестр инициатив, в котором будет собрана информация о потребностях инфраструктуры. Из реестра всем будет ясно, в чём нуждается регион, конкретная территория, и какие средства нужны для реализации проекта. Сегодня минэкономразвития области планирует проводить семинары и с муниципальными чиновниками, которые будут этими проектами заниматься, и с предпринимателями – потенциальными участниками проектов. В министерстве уверены: если предложить предпринимательскому сообществу реальную схему бизнеса, дополненную «коробочными решениями» – набором шаблонов документов для подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов, то оно заинтересуется. Фактически предлагается реальный бизнес-план. Приоритетными могут стать проекты коммунальной и социальной инфраструктуры – парки, аллеи, другие места общего пользования, строительство и эксплуатация дорог местного и регионального значения.
А что нужно в таком случае от местной власти? 

– Для начала надо нарисовать мечту. Что и власть, и люди, живущие в городе, районе хотят увидеть в парке, на набережной, в другом общественном месте, – рассуждает Максим ПАПУШЕНКО. – Можно помечтать и о новой дороге. Как пример партнерства – небольшой и вполне реальной концессии – проект реконструкции парка в Новошахтинске, где стоимость работ – всего 10 миллионов рублей. Но тем не менее этого достаточно, чтобы привести его в порядок.

По факту эти «нарисованные мечты» – те же составляющие стратегии развития, которые сегодня уже есть в каждом районе, в каждом муниципальном образовании. И если район, сельское поселение над стратегией поработали основательно, то с созданием реестра проблем не будет. Небольшие проекты, реализованные на основе таких соглашений, могут значительно изменить и облик наших городов и районов.


Концессия – это договор, который заключается для создания или восстановления государственных или муниципальных строений при помощи спонсорских денежных средств. При подобной договоренности спонсор имеет право использовать реконструированный объект для получения прибыли. После истечения срока использования объект возвращается в муниципалитет.

Государственно-частное партнерство – ГЧП – предполагает различные варианты. Но в итоге объект, отремонтированный, построенный на основе ГЧП, может быть передан – частично или полностью – инвестору. 

Так совпало, что именно с 2017 года все главы муниципалитетов ежегодно должны заключать одно концессионное соглашение и соглашение муниципально-частного партнерства. Это – как сдача экзамена на профессионализм.