В них приняли участие депутаты донского парламента, члены областного правительства, представители муниципалитетов и общественных организаций. Всего число участников слушаний перевалило за 250 человек.



Как отметил первый заместитель председателя Законодательного собрания – председатель парламентского комитета по бюджету Андрей ХАРЧЕНКО, публичный анализ исполнения бюджета не только позволяет квалифицированно подвести итоги финансового года, но и дает возможность яснее увидеть пути формирования нового бюджета:

– Мы уже приступили к работе над бюджетом 2020–2022 годов. И теперь определяем, какие усилия предстоит приложить, чтобы бюджет предстоящего трехлетия получился еще более качественным и прозрачным.

Исполненный бюджет, по словам заместителя губернатора – министра финансов области Лилии ФЕДОТОВОЙ, можно назвать «бюджетом для граждан». Так, кстати, и назвали в областном минфине буклет, посвященный исполнению бюджета-2018 и выложенный на портале министерства:

– Бюджет 2018 года дал нам высокие темпы наращивания доходов. Это его отличительная черта. Плюсом получили 21,8 млрд рублей. Такой прирост радует. Это говорит о том, что работает бизнес, работает экономика в целом, укрепляется налоговый потенциал…

Из других отрадных результатов исполнения бюджета-2018 можно назвать продолжающийся рост удельного веса собственных доходов. Уже который год этот фактор позволяет сводить изначально дефицитный бюджет с профицитом. Благодаря росту собственных доходов область вот уже несколько лет как перешла в разряд регионов с низким уровнем дотационности.

Не может не радовать и ситуация с государственным долгом области. В 2018 году он был снижен на 9,9 млрд рублей. И по состоянию на 1 января текущего года уровень долговой нагрузки составил 28 % от норматива. С 1 июня долговая нагрузка снизилась до 19,5 %.

Много это или мало? Достаточно сказать, что на соседней Кубани этот показатель приближается к 67 %, и тогда многое станет ясно. 

Как и ряд бюджетов прошлых лет, областной бюджет – 2018 сформирован и исполнен на основе программно-целевого метода. Структуру расходов определяют утвержденные федеральным правительством 22 госпрограммы. Характерно, что 10 из них имеют выраженную социальную направленность. На их реализацию в минувшем году было направлено 115 млрд рублей, или 72 % от всех ассигнований на реализацию региональных госпрограмм. 

Прежде всего, это программы, вкладывающие бюджетные средства в человеческий капитал. Программы в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта. Программы социальной поддержки и социального обслуживания, направленные на поддержку молодежи и обеспечение жильем ряда категорий наших граждан.

Детально раскрыли эту тему председатель Контрольно-счетной палаты области Валерий ХРИПУН и представители профильных министерств. Выступив с содокладами, они показали, как наращивались и на что расходовались бюджетные средства по ключевым направлениям социально-экономического развития области. 

Как и положено на публичных слушаниях, каждый их участник имел возможность задать вопросы представителям исполнительной власти и парламентариям. Только в комитет по бюджету заранее поступило 17 вопросов. Все они касались таких жизненно важных сфер, как здравоохранение, образование, ЖКХ. 

Спрашивали про налоговую и долговую политику, источники финансирования здравоохранения, расходы на качественную медицинскую помощь для жителей глубинки. Интересовались сроками сдачи ряда крупных школ. Были вопросы о появившихся в 2018 году новых видах соцподдержки жителей Дона, о помощи начинающим предпринимателям, о финансировании профессионального образования, ориентированного на потребности экономики и рынка труда. Вспомнили на слушаниях о системе «Безопасный город» и уточнили перспективы ее развития.

 Воспользовавшиеся свободным микрофоном непосредственно в зале, где проходили слушания, затронули ряд острых тем. К примеру, не согласны люди с порядком, при котором летние пришкольные лагеря работают только до двух часов дня. После чего ребенок в семье, где все старшие работают, фактически оказывается без надзора. Хорошее дело – организация лагерей при школах – обрывается на полпути и теряет эффективность не в последнюю очередь из-за недостатка финансирования.

Депутат Законодательного собрания Сергей КОСИНОВ посчитал нелогичным присуждать первые места по управлению муниципальными финансами там, где общая социально-экономическая ситуация далека от нормальной. В качестве примера депутат привел Таганрог с его непрекращающимися коммунальными авариями. И этот город признан лучшим по качеству управления муниципальными финансами. И хотя министр финансов постаралась убедить автора вопроса в том, что управление финансами – это одно, а работа ЖКХ – другое, осадочек, как говорится, остался…

Но ведь именно ради таких не самых приятных вопросов и существуют общественные слушания. В том и состоит их первоочередная ценность. Как заметил А. Харченко:

– Публичные слушания – это та площадка, где практически нет запретных тем. Каждый имеет право задать свой вопрос и получить на него ответ. И радует, что из года в год все больше жителей обращается к нам. Ведь задача у нас одна – чтобы бюджет был максимально прозрачен и чтобы он интересовал как можно более широкий круг наших граждан…

По итогам обсуждения участники публичных слушаний приняли развернутые рекомендации. И прежде всего порекомендовали донскому парламенту принять областной закон «Об отчете об исполнении областного бюджета за 2018 год».