На правлении СМО РО вместе с депутатами Госдумы обсудили, что нужно менять в федеральном законодательстве, чтобы не ущемлять интересы муниципалитетов

Нет для муниципальной власти вопроса важнее бюджета. Нет для контролирующих органов вопроса важнее эффективного использования бюджетных средств. Но здесь много лет существует досадная нестыковка: федеральные средства на строительство дорог, социально значимых объектов приходят в регионы с опозданием – не раньше второго квартала. Затем нескорая процедура торгов, а в результате асфальт стелим в дождь, ремонты фасадов начинаем в холода…

Депутат ГД Михаил ЧЕРНЫШЕВ доложил членам правления: в 2020 году эта проблема будет снята, с Правительством РФ достигнуто соглашение о том, что все соответствующие договоры заключаются к концу текущего финансового года, а межбюджетные трансферы распределяются и доводятся до регионов уже к началу следующего финансового года.

Главы районов – члены Ассоциации СМО РО – на заседаниях палат не раз поднимали проблему уплаты налогов по месту регистрации бизнеса. Глава администрации Тацинского района Николай КОШЕЛЕВ вынес на обсуждение коллег такую ситуацию: крупный плательщик налогов зарегистрировал бизнес в другом регионе, но работает на тацинской земле – налоговое законодательство это позволяет. Но при этом для района, землями которого производитель продолжает пользоваться, потеряны его платежи в бюджеты всех уровней: ни много ни мало – 82 миллиона рублей. 

 Николай Кошелев предложил рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство и привязать налоговую регистрацию организации к месту производства, чтобы налоги получали те территории, на которых она работает.

Коллегу поддержал председатель Ассоциации СМО РО – глава Октябрьского района Евгений ЛУГАНЦЕВ, сделав акцент на том, что у глав администраций сельских районов возникают ситуации, когда крупные агропредприятия используют исключительно пашню района, но при этом не только зарегистрированы в другом регионе, куда и уходит львиная доля налогов, так и местных жителей на работу не берут – своих привозят на вахту. И привел пример Родионово-Несветайского района, где 35 тысяч гектаров пашни использует фирма, зарегистрированная в Краснодарском крае, и туда же уходят практически все налоги…

Михаил Чернышев подтвердил: тема не раз обсуждалась в Государственной думе, как и вопрос налоговых отчислений по месту жительства рабочих.

– Если человек живет в городе Батайске, а работает в Ростове-на-Дону, то организация должна пропорционально количеству работников делать соответствующие налоговые отчисления в муниципальное образование по месту их жительства, – считает Михаил Анатольевич. – И проблему эту депутаты Госдумы, я надеюсь, решат в пользу здравого смысла.

Теряют районы налоги еще и из-за такой «ерунды», как программа по расчету земельного налога. Эту проблему подняла глава администрации Чертковского района Ольга ПОДГОРНАЯ. 

Согласно № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», землю можно было делить между пайщиками при приватизации, в том числе и в балло-гектарах. Однако программа по расчету налога с балло-гектарами не работает. А в Чертковском районе 30 процентов земель рассчитаны в балло-гектарах. И на эти земли не начисляется налог: ни много ни мало – порядка 15 миллионов рублей. Администрация Чертковского района ведет переписку с налоговыми органами четвертый год, а в ответах налоговики ссылаются на то, что вопрос находится на рассмотрении в Государственной думе…

Подняли члены правления перед депутатами Госдумы и вопрос о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ по наказанию недобропорядочных сельхозпроизводителей, которые умышленно занижают арендную плату, не выплачивают земельный налог, нарушают права арендодателей. При этом процесс судебного расторжения договора аренды занимает длительное время – до нескольких лет, так же как и банкротство сельхозпредприятий. Сократить сроки процедур банкротства, сделать прозрачной расчет арендной платы необходимо, это нужно селянам. 

Депутат ГД Антон ГЕТТА рассказал о том, как в Государственной думе пытаются усовершенствовать № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Цель – сокращение сроков проведения процедур торгов и удовлетворение потребностей муниципальных образований. Антон Гетта подчеркнул, что и за честную конкуренцию надо бороться, и с коррупцией – тоже обязательно. Но нельзя этим законом связывать по рукам и ногам глав администраций муниципалитетов.

– Экспертный совет по антикоррупционному законодательству в сфере закупок (его возглавляет Антон Гетта) сегодня пытается решить проблему с так называемыми лжеобщественниками, которые занимаются либо собственным пиаром, либо шантажом заказчиков. В настоящий момент нет механизмов, в достаточной мере регламентирующих приемку товаров. Также необходима система оценки, экспертные заключения, на основании которых муниципалитеты могут оценить полученный ими результат и при необходимости обратиться в суд…

Подробнее на тему муниципальных закупок поговорим в следующем выпуске «Местного самоуправления».