Два вопроса, вынесенных на сегодняшнее расширенное заседание правительства области, относятся к разряду наиболее часто и охотно обсуждаемых. В повестке дня значились темы развития на Дону массового спорта и дорожное строительство.



Оба вопроса — в привязке к национальным проектам. Спортивные проблемы рассматривались под углом реализации нацпроекта «Демография». О строительстве дорог говорилось в рамках анализа выполнения годовых объемов работ, предусмотренных нацпроектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги», и планирования очередного строительного сезона.

Е:СЛИ брать за основу исключительно информацию, оглашенную на заседании министром спорта области Самвелом АРАКЕЛЯНОМ, то картина спортивной жизни на Дону складывается вполне благостная. Массовость если и не достигнута окончательно, то уже близка. Региональный проект «Спорт – норма жизни», разработанный в рамках нацпроекта «Демография», определил, что по итогам 2024 года физкультурой и спортом на Дону должны заняться более половины жителей области. Но уже сейчас доля физкультурников и спортсменов составляет 49 %, что на 3,2 % выше показателя 2018 года. На основании чего докладчик сделал вывод:

— В Ростовской области выстроена система массовых соревнований, позволяющая вовлечь в занятия физической культурой все возрастные группы и социальные категории населения от школьников до людей пенсионного возраста…

Если смотреть на проблему в общем и чуть со стороны, такой вывод особых возражений не вызывает. Но тема развития спорта в регионе — не та, где «большое видится на расстоянии». Здесь важна конкретика. Именно факты существенно дополняют и корректируют общую картину.

Конкретные факты и хотел услышать от докладчика губернатор области Василий Голубев, когда призвал его «спуститься на землю»:

— Скажите где и в чем у нас прекрасно? Где появился новый спорткомплекс?..

И обратил внимание министра на опоздание в несколько месяцев с которым в Белокалитвинском районе появился Дворец спорта. Более того: не победи район в прошлогодней Спартакиаде Дона, не исключено, что столь нужного ему спортивного сооружения он дожидался бы еще и сегодня.

Когда речь зашла о приобщении к физкультуре и спорту воспитанников кадетских корпусов, губернатор предложил обратить внимание на развитие казачьего пятиборья. С таким прицелом формировать в корпусах спортивную базу. Пока же обновляется она медленно. А ведь во многих муниципалитетах возникла хорошая мысль организовать в рамках празднования 450-летия служения казачества чемпионат по пятиборью среди учебных заведений:

— И у нас есть территории, которые претендуют на его проведение…

Суть этих слов главы региона понятна: надо пойти навстречу таким городам и районам и создать им соответствующие условия. Что и было внесено в перечень поручений, составленный по итогам обсуждения доклада министра спорта. Таким образом, идея проведения чемпионата по пятиборью среди казачьих учебных заведений переведена в практическую плоскость.

ТАКИМИ ЖЕ практическими и неотложными можно считать и текущие задачи дорожного строительства, обозначенные в докладе министра транспорта региона Андрея ИВАНОВА. Все они скомпонованы в три региональных проекта, включенных в свою очередь в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Это проекты: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». Все рассчитаны на 2019 – 2024 годы и находятся сегодня в стадии реализации с соответствующей плану степенью готовности.

Дорожные проекты разнятся по масштабам, но никак не по степени значимости. Потому что любая даже межпоселковая дорога важна для жителей населенных пунктов, которые связывает, не меньше, чем иная магистраль. Поэтому областной минтранс держит на жестком контроле реализацию всех без исключения дорожных проектов. Не только с удовлетворением констатируя успехи строительства и ремонта, но и анализируя возникающие проблемы.

Последних хватает. Так, на сегодняшний день не освоено 627,9 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 91,1 млн рублей. В большинстве случаев — из-за неисполнения подрядчиками своих обязательств по контрактам. Такая ситуация, в частности, отмечена при капремонте участка автодороги Шахты – Цимлянск в Усть-Донецком районе. Аналогичные трудности возникали и при капремонте дороги Азов — Староминская, являющейся альтернативой платному участку магистрали М-4 «Дон», и при установке автоматизированной системы весового и габаритного контроля на ряде донских дорог. В последнем случае подрядчику уже выставлены претензии, и к июню все работы по установке системы должны быть закончены.

Имелись проблемы с освоением средств и в ходе капитального ремонта дороги, ведущей от магистрали М-4 «Дон» к поселку Чертково. Эта дорога, как известно, восстанавливалась после урона, нанесенного ей при прокладке железнодорожного обхода Украины. И, по общему мнению, стала значительно лучше. Однако, как видим, и проблемы присутствуют. И все они нуждаются в анализе, чтобы исключить их возникновение уже на других объектах.

Есть конечно, среди дорожных проектов и такие, что можно посчитать своего рода ориентирами всего дорожного строительства на Дону. Среди них губернатор в первую очередь выделил проект Аксайского обхода:

— Таких проектов в России единицы. И дело нашей чести реализовать его достойно…

К таким же проектам можно отнести и строительство Северного обхода Ростова. С его завершением вокруг южной столицы образуется кольцевая дорога, а новый аэропорт «Платов» получит дополнительные возможности для развития и превращения в транспортный хаб.

Надо сказать, что и в этом проекте не обходится без проблем. В ходе конфликта с «Донаэродорстроем» приходится судиться и, возможно, надо будет искать нового подрядчика. Однако, как заверил заместитель губернатора Виктор ВОВК, строительство обхода должно завершиться до конца следующего года.

А губернатор призвал глав муниципалитетов проникнуться важностью осуществляемых на их территориях дорожных проектов и более активно участвовать в решении возникающих проблем:

— Нельзя допускать увеличения сроков строительства. Эта задача носит принципиальный характер…

И понятно почему. Сегодня область получает очередной весомый шанс нарастить и поднять на новый уровень состояние своей дорожной сети. Упускать такой шанс нельзя. Чревато серьезными социально-экономическими потерями.

Впрочем, то же можно сказать и о работе над всеми без исключения национальными проектами. Здесь, по убеждению В. Голубева, решающей можно назвать работу в 2020-21 годах. Пройдет она в заданном темпе, значит и к финишу в 2024 году область придет с нужными результатами и новым качеством социально-экономического развития.