Этот вопрос стал ключевым в повестке дня сегодняшнего 20-го заседания Законодательного собрания  Ростовской области.

Фото: zsro.ru
Заседание проходило с использованием системы видеоконференц-связи (ВКС). В зале с соблюдением всей необходимой санитарной дистанции находилось 49 депутатов. И еще 16 участвовали в работе донского парламента удаленно. Всех их можно было видеть на большом плазменном экране над президиумом.

Непосредственно на трибуну для доклада поднялись только заместитель губернатора – министр финансов области Лилия ФЕДОТОВА и министр здравоохранения Татьяна БЫКОВСКАЯ. И, конечно, как всегда, присутствовал на заседании донской губернатор Василий ГОЛУБЕВ.

ГУБЕРНАТОР был инициатором законопроекта о внесении изменений в действующий бюджет-трехлетку. Документ готовился правительством в условиях осложнения эпидемической ситуации, прямо влияющей на работу всего донского хозяйственного комплекса. Но минфин и другие ведомства подготовили законопроект оперативно: уже во вторник все необходимые материалы поступили в Законодательное собрание. Столь же оперативно сработали и депутаты, рассмотрев и обсудив изменения в бюджет на заседаниях профильных парламентских комитетов.

Как уже отмечал В. Голубев, бюджет приходится оптимизировать с учетом сокращения его доходной части. Доходы же сегодня снизились из-за уменьшения налоговых поступлений от предприятий и физических лиц. Породила выпадающие доходы нынешняя финансово-экономическая ситуация, которая сложилась на фоне коронавирусной пандемии. В результате бюджет недосчитается почти 6,7 млрд рублей.

Тем не менее Л. Федотова не склонна драматизировать положение. И твердо заверила:

– Существо бюджетной конфигурации не изменится…

И точно: выпадающая сумма в значительной степени оказывается скомпенсированной за счет увеличения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Оттуда в областной бюджет перечисляется без малого 6,4 млрд рублей.

В результате измененные суммы доходов и расходов должны составить соответственно 198 млрд и почти 215 млрд рублей. Размер бюджетного дефицита и общая сумма заимствований при этом остаются прежними. Стоит напомнить, что действующий вариант бюджета определял на текущий год расходы в сумме 204 млрд рублей, в то время как доходы должны были составить 196 млрд.

Расходы по социальным статьям в определенной степени покроют поступившие в областной бюджет федеральные средства. В частности, для оснащения и переоснащения медицинских учреждений выделено 1, 041 млрд рублей. На ежемесячные выплаты семьям с детьми 3- 7 лет предназначено 4, 146 млрд. Доплата за классное руководство учителям  профинансирована в сумме 559 млн рублей.

В связи с этим на выплаты медикам, непосредственно занятым лечением больных COVID-19, предусмотрено свыше 157 млн рублей. На приобретение аппаратов искусственной вентиляции легких и других высокотехнологичных устройств выделено свыше 41 млн.

Когда губернатор впервые сообщил о готовящемся пересмотре бюджетных параметров, среди комментариев можно было встретить и такие: мол, готовится тотальный секвестр областного бюджета. Но сегодня достаточно сравнить параметры действующего бюджета с теми, что обозначены в законопроекте регионального правительства, чтобы понять: ни о каком секвестре бюджета этого года речи не идет. То, что предлагает правительственный законопроект, – это классическая оптимизация бюджетных статей. Тем более что ни в какой степени не затрагивается многолетняя идеология донских бюджетов – их ярко выраженная социальная направленность. Все финансовые приоритеты остаются за социальными статьями.

Хотя режим экономии, конечно, налицо. Но экономии не тотальной, а разумной, четко выверенной. Как остроумно заметил председатель Законодательного собрания Александр ИЩЕНКО, «мы ожидали от минфина хирургических решений, а он сработал как нейрохирург, наметив точечные меры».

Изменения в бюджет были приняты единогласно. И обрели, таким образом, силу закона.

Нельзя не видеть, что из бюджета исключаются те расходы, без которых, можно обойтись, и которые в сегодняшней ситуации область просто не потянет. Исключаются ради того, чтобы уверенно можно было бы поддержать людей.

НА ТАКУЮ поддержку сделал акцент, комментируя принятые донскими парламентариями изменения, губернатор В. Голубев. Глава области ненужными иллюзиями себя и других не тешит:

– Это только первый подход к снаряду…

Иначе говоря, как и положено руководителю такого масштаба, губернатор просчитывает все варианты. И считает, что готовиться надо к любому осложнению ситуации. Так что совсем не исключено, что к корректировке бюджета придется в этом году обращаться еще не раз. Важно, каким содержанием она будет наполнена.

Пока, считает В. Голубев, следует приостановить те проекты, по которым до сих пор не были заключены контракты. А также те, где при наличии контрактов не были проведены торги. Но вместе с тем незачем отказываться от амбициозных проектов, осуществление которых было бы уместно именно в данную пору. Речь - о строительстве крупной областной инфекционной больницы:

– Нам нужна такая больница на все времена. И мы начнем ее строить...

Такой губернаторский подход обусловлен элементарным трезвым расчетом. Он диктует единственно разумную тактику работы на опережение. Не раз в прошлом она демонстрировала свои преимущества. Демонстрирует и сегодня. Собственно, такая идеология пронизывает все внесенные по инициативе В. Голубева в этот раз законопроекты.

Так, на сегодняшнем заседании, наряду с внесением изменений в бюджет и в закон о межбюджетных отношениях, был приведен в соответствие с обстановкой ряд областных законов. Внесены поправки в закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области», которыми снижаются до символических величин ставки по налогам для предприятий наиболее пострадавших отраслей. Приняты изменения в закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области», регулирующие сегодняшние отношения арендаторов и арендодателей. Одобрены областной закон «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и некоторые другие.