Очередное, 22-е заседание донского парламента, по мнению председателя областного Законодательного собрания Александра Ищенко, отличалось повышенной дискуссионностью, открытостью, содержательностью и конкретностью:

– Контекст нашей работы – не политический. Это работа с людьми, с конкретными проблемами. А конкретные проблемы политически не решаются. Школу с помощью языка не построишь. Она строится руками. И нужно приложить много усилий, решая возникающие по ходу дела жизненные вопросы. Понимая их, мы сумеем при принятии законов оставаться на почве реальности, отвечать на то, что волнует нас и наших избирателей…

Уроки «удаленки»

Исходя из этого, и была построена повестка дня 22-го заседания. Например, традиционный отчет в рамках «правительственного часа», представленный министром общего и специального образования области Ларисой Балиной, содержал четкую привязку всей проделанной министерством работы к нынешним, далеко не самым благоприятным условиям. 

Проблемы вынужденного перехода в условиях пандемии на дистанционное обучение воспринимались депутатами как более чем актуальные. Так, Ирина Потягова из фракции КПРФ напомнила о резкой перегрузке образовательных платформ в процессе массового перевода обучения на «дистанционку». Это не могло не сказаться на ходе онлайн-уроков. 

Так же, как отрицательно на качество их влиял недостаток компьютеров – особенно в многодетных семьях. Ясно, что одного компьютера или ноутбука на такую семью недостаточно. А гаджеты – не выход. И надо думать, как технически обеспечить семью, где несколько учащихся. Все эти проблемы, считает И. Потягова, надо обязательно учесть, когда 1 сентября начнется новый учебный год.

Ее товарищ по партии лидер парламентской фракции КПРФ Евгений Бессонов обеспокоен возросшим в процессе дистанционного обучения общением школьников с Интернетом. Незрелые детские умы в условиях, когда не всегда можно обеспечить должный родительский контроль, свободно могут попасть под влияние не самых достойных ресурсов Всемирной паутины.

 Лидер фракции «Справедливой России» Сергей Косинов обратил внимание на проблему дополнительного образования. Отлично, что наше министерство смогло оперативно учесть складывающуюся обстановку и предложить в период самоизоляции более 60 образовательных проектов в части допобразования. Но всё ли здесь можно решить числом?

Беспокоили депутатов и вопросы из разряда вечных, не связанных напрямую с нынешней эпидемической ситуацией. Единоросс Адам Батажев не удовлетворен ходом ремонта и реконструкции ряда школ в Первомайском районе Ростова. Бориса Вальтера из фракции «Справедливой России» тревожит положение со строительством новых школ в Батайске, где существующая сеть учебных заведений сегодня изрядно переполнена.

По итогам «правительственного часа» принято постановление, содержащее конкретные рекомендации по организации учебного процесса в наступающем учебном году. Заметим, что так беспокоящего всех поголовного перехода на «дистанционку» не будет. Онлайн, как ему и положено, останется вспомогательным дополнением к очным классным занятиям.
                                               

                              Бюджет: мифы и реальность


О потерях областного бюджета под влиянием зловредного коронавируса в последнее время каких только слухов не циркулирует. Именно поэтому достаточно традиционный вопрос о внесении изменений в действующий областной бюджет в этот раз ожидался с повышенным интересом.

 
 Параметры, приведенные в докладе заместителя губернатора – министра финансов области Лилии Федотовой, сомнений не оставляли: бюджетное равновесие в области сохранено. Губернатор очень плотно работал с правительством России, в результате область получила существенную помощь. При росте объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а также переформатирования расходной части под обеспечение первоочередных расходов, связанных с пандемией CОVID-19, вырастут как доходная, так и расходная части действующего бюджета области. Так, к доходам добавятся 8,5 млрд рублей, и они составят 206,5 млрд. Примерно на такую же сумму, а точнее, на 8,1 млрд рублей станут больше и расходы, составив 223 млрд. Одновременно подрастет на 400 млн и бюджетный дефицит. Его плановая величина достигнет 16,5 млрд. Что по нормативам Бюджетного кодекса вполне приемлемо.

При том, что более 2,5 млрд рублей выделяется непосредственно на противоэпидемические мероприятия да еще почти 26 млн – на работы, связанные с капитальным ремонтом больниц, не остались забытыми и традиционные статьи социальных расходов. Дополнительные средства поступят на развитие физкультуры и спорта, на строительство и капремонт школ и новых детсадов в ряде территорий. Сохраняется и финансовая поддержка решения проблемы обманутых дольщиков.

За счет дополнительных средств федерального бюджета увеличатся расходы на пособия и выплаты ряду категорий населения. Это выплаты по временной нетрудоспособности, стимулирующие доплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку соцработникам, помогающим ковидным больным. Это материальная поддержка Героев Советского Союза и Социалистического труда. А наибольшая сумма – 1,4 млрд рублей – предназначена на социальные выплаты безработным.

Не забыто и развитие муниципалитетов. Здесь основное внимание обращено на дальнейшее развитие инициативного бюджетирования и всемерную поддержку местных бюджетов.

Сотни миллионов рублей в нынешних сложных экономических условиях пойдут на поддержку предприятий промышленного и аграрном секторов, а также в ЖКХ. Почти на 2 млрд в течение трех лет будут увеличены расходы областного бюджета на строительство и проектирование многих инфраструктурных объектов.

Как видим, бюджетного ступора не наблюдается. Областной бюджет по-прежнему остается бюджетом развития. Что, разумеется, не отменяет наличия острых проблем, требующих оперативной финансовой поддержки.

И депутаты указали на ряд таких проблем. Одна из них – безводье сразу в нескольких поселениях Аксайского и Мясниковского районов. Тему подняла депутат от КПРФ Татьяна Иващенко, назвав ситуацию с водой в этих территориях «катастрофической». Л. Федотова и присутствовавший на заседании губернатор области Василий Голубев согласились: такая проблема существует. Но в то же время усилия по ее решению, которые должна прикладывать местная власть, явно недостаточны.

– Бюджетные расходы по ЖКХ не только не уменьшились, но и увеличиваются на миллиард рублей, – заметила Л. Федотова.– Для решения экстренно возникающих проблем обращения по ним рассматриваются незамедлительно. Я курирую Аксайский район и знаю, что там много вопросов по водоснабжению. Но нужно конкретное обращение по конкретному вопросу. Выделение бюджетных средств всегда требует подтверждения…

А губернатор счел нужным добавить:

– Тема водоснабжения беспокоит жителей самых разных территорий. И для правительства она не первый год является приоритетной. Обращения людей по воде должны рассматриваться молниеносно. Есть проблема, но есть ли в наличии проект? Если местная администрация, зная проблему, не подготовила и не внесла по этому поводу предложения, то никто и никогда не профинансирует решение проблемы. Только при наличии проектно-сметной документации можно рассматривать обращение в приоритетном порядке...

По словам главы региона, у нас около 94 % потребителей снабжаются водой централизованно. Но вот чистой питьевой водой снабжаются уже примерно 75 %. Этот показатель исполнительную власть явно не удовлетворяет:

– Мы продолжим и дальше в малых населенных пунктах, где нет централизованного водоснабжения, устанавливать водонапорные башни Рожновского...

Таких башен на Дону уже работает около 570 штук. Но для коренного решения водной проблемы потребуется установить 200-300.

– Проблема воды существует, но на месте мы точно не стоим и стоять не собираемся, – резюмировал В. Голубев.

                                              Финансы без правил?

Не менее оживленной оказалась дискуссия по вопросу исполнения бюджета 2019 года. Казалось бы, тема уже многократно звучала в самых разных форматах. И публичные слушания прошла, и в парламентских комитетах обсуждалась. Но оказавшись в повестке дня пленарного заседания, вновь вызвала споры.

Тон снова задали коммунисты. Их лидер Е. Бессонов для начала посетовал на слабое вовлечение в тему общественности. Чем тут же вызвал возражения первого заместителя председателя Законодательного собрания – руководителя парламентского комитета по бюджету единоросса Андрея Харченко Он напомнил коллеге о прошедших месяц назад публичных слушаниях. Карантинные мероприятия практически не повлияли на активность их участников.

А спикер донского парламента не согласился с оценками, данными Е. Бессоновым бюджетному правилу. Именно так следовало понимать критику лидера фракции КПРФ по поводу несправедливого, по его мнению, распределения доходов от продажи нефти между крупными предприятиями в регионах и центром:

– Если бы федеральное правительство вдруг прислушалось к утверждениям депутата Бессонова и отменило бюджетное правило, это стало бы для нас катастрофой. Что бы мы делали сейчас, когда нефтегазовые доходы федерального бюджета сократились в 2,5 раза и на добрую треть упали другие доходы?

Но бюджетное правило работает, и в областной бюджет по-прежнему безвозмездно поступают средства из центра. И поток их должен вырасти сразу на 26 %. В отсутствие бюджетного правила этих поступлений просто бы не было, и региональная финансовая система враз треснула бы под бременем бюджетных кредитов, которые область была бы вынуждена взять. И те пришлось бы тратить только на строго определенные сиюминутные нужды. Ни о какой финансовой стратегии, ни о какой социальной направленности бюджета и речи бы быть не могло. И никогда бюджет-2019 не стал бы бюджетом развития, нацеленным на реализацию национальных проектов, и одним из наиболее успешных бюджетов последнего времени. А он оказался именно таким.

                            Порядок в законодательном портфеле

Нынешним заседанием, по существу, завершилась весенняя сессия донского парламента. Впереди осень – время важных политических кампаний, одна из которых – губернаторские выборы. Если учесть, что эпидемическая ситуация в области до сих пор в должной степени не разрядилась, то очевидно, что нас ждет весьма напряженная пора. Многие ее особенности учтены в примерной программе законодательной и нормотворческой деятельности на второе полугодие, принятой депутатами.

Несомненно, стержнем их работы станет совершенствование региональной нормативно-правовой базы. Его необходимость обусловлена вступлением в силу поправок в Конституцию страны.

Прежде всего предстоит внести изменения в 12 нормативных актов Привести в соответствие с новой конституционной конфигурацией надо будет девять областных законов и три постановления Законодательного собрания. Все эти документы включены в примерную программу нормотворческой деятельности и, думается, уже на очередном заседании донского парламента могут обсуждаться варианты обновления некоторых из них.