Глава региона сделал это сегодня на плановом  расширенном заседании правительства области, предваряя тем самым этап интенсивной работы по формированию бюджета следующего года и очередного трехлетия.

По существу, бюджетное послание-2020 из обычного перечня руководящих установок превратилось в настоящий антикризисный план по преодолению социально-экономических последствий пандемии коронавируса. План, где основной задачей стало не просто в кратчайший срок добиться перелома в неблагоприятной ситуации, но и дать старт, а затем и реализовать долгосрочные и принципиальные структурные изменения в экономике и социальной сфере.

Вот почему сам Голубев, прежде чем приступить к оглашению послания, предупредил о его необычном характере. И добавил:

– В моем бюджетном послании цифр будет меньше, чем обычно. Это сделано намеренно, чтобы за рублями, километрами и койко-местами мы не потеряли главное — человека и его благополучие...

От этого главного и отталкивался губернатор на протяжении своего часового обращения к правительству, парламенту, муниципалитетам. Да и ко всем жителям Дона, потому что его послание можно расценить и как программу преобразований, которые обязательно предстоит провести в области. Причем вне зависимости от исхода выборов 13 сентября. Любой, кто будет избран в этот день губернатором, обязан будет многое менять. И менять именно по той схеме, что наметил сегодня В. Голубев, сам претендующий – и не без оснований – на переизбрание. Так что предвыборный характер его сегодняшнего выступления также очевиден.

Что же касается перемен, то рискну заметить, что о них бы речь зашла в любом случае. Поступательное движение всегда их требует. Нынешняя необычная и во многом неожиданная ситуация просто резче обозначила общественную потребность в переменах. Вот как охарактеризовал ее В. Голуебв:

– Пандемия коронавируса буквально вытолкнула всех нас из зоны комфорта. Потребовала мобилизовать ресурсы, по-новому взглянуть на работу всей вертикали власти...

От власти теперь требуется как можно быстрее и эффективнее свести к минимуму, а позже и устранить урон, нанесенный пандемией. После чего продолжить стабильное развитие. Это можно назвать сверхзадачей всей работы по формированию бюджета, главным ее идеологическим посылом.

А идеология бюджета в своей основе остается прежней. Такой, какой сформировалась за последние десятилетия. Его социальная направленность должна быть не только сохранена, но и усилена. Но для этого  придется задействовать все имеющиеся в распоряжении власти рычаги. И бюджет – наиболее эффективный из них. От того, как будет он сверстан и исполнен, зависит финансовая устойчивость области. А значит, и благополучие общества в целом и каждого ее жителя в отдельности.

Однако само собой это благополучие не образуется. Особенно в нынешних условиях, когда, честно говоря, не так много надежд на благоприятное развитие ситуации. Хотя в любой ситуации выполнять социальные обязательства, заложенные в бюджет, необходимо. Но это невозможно без того, что губернатор в своем послании назвал «взвешенной перезагрузкой бюджета». Это значит, заново расставить приоритеты, определить главное и второстепенное. И выделить то, от чего, можно в данных конкретных условиях отказаться.

Но при всех обстоятельствах не может власть отказаться от заботы о тех, кому труднее всего, кто не способен в данный момент самостоятельно себя защитить. Такие люди нуждаются в первоочередной поддержке и помощи. Именно поэтому заботу об инвалидах, пожилых наших согражданах, поддержку семей с детьми В. Голубев обозначил как ключевые приоритеты бюджетной политики.

Поэтому так решительно он высказался против грошовой экономии бюджетных средств, если это ухудшит материальное положение тысяч донских семей. Выступил против предложений поднять по примеру некоторых других регионов до 22 % порог, дающий право на получение субсидии на оплату жилья малоимущим. Речь идет о тех, у кого расходы по этой статье превышают сегодня 20 % общего дохода семьи. Понятно, что подъем планки всего на 2 % сулит экономию сотен миллионов рублей. Но что будет с теми 116 тысячами семей, которые сегодня получают пусть и небольшие, но важные для них полторы тысячи в месяц?

Губернатор убежден: надо заниматься совсем другим порогом. Снижать уровень бедности. И как цель на ближайшие годы называет его двойное снижение. В первую очередь, предстоит заниматься семьями с детьми. Тем более что такие составляют 80 %  всех донских малоимущих семей. И эти семьи уже выводятся из категории бедных. Но предстоит действовать более решительно и целенаправленно, не боясь затратить лишний бюджетный рубль на преодоление недавними бедняками порога бедности.

Что, однако, ничуть не должно напоминать пресловутую «вертолетную раздачу» денег. Как образно выразился губернатор, таким семьям надо одновременно предоставлять и «рыбу, и удочку».

Последняя – это адресная помощь в виде так называемого социального контракта:

– Государство станет давать деньги в обмен на обязательство получить образование, трудоустроиться, основать свое небольшое дело или обустроить личное подсобное хозяйство...

Надо сказать, социальными контрактами на Дону уже занимаются. Их заключено более 5 тыс. А результатом стал устойчивый – в среднем в полтора раза – рост доходов семей. Но систему следует развивать, потому что пока охват ею наших малоимущих сограждан удовлетворять не может. В минувшем году доля помощи малоимущим в виде соцконтракта составила меньше 4 % из всего ее объема. Понятно, что такое положение удовлетворять не может.

– Для тех, кто здоров и трудоспособен, социальный контракт должен стать основной формой поддержки со стороны государства. Доля такой поддержки должна возрасти в разы — не четыре, а 34 %, – подчеркнул губернатор.

Глава региона проанализировал ход и результаты предоставления различных видов и форм социальной поддержки в зависимости от категорий граждан. Остановился на механизмах предоставления помощи – в том числе и адресной. И отметил, что в целом ряде случаев пора отказываться от заявительного характера предоставления помощи

Что же касается размера самой помощи, то ни методика определения ее размера, ни сам размер удовлетворять не могут. Традиционно он определялся, исходя из среднедушевого дохода семьи или одинокого человека. Доход должен оказаться ниже величины прожиточного минимума в 10 350 рублей. И тогда из величины прожиточного минимума вычиталась сумма среднедушевого дохода обратившегося за помощью. Интересно, что при этом зачастую разница оказывалась меньше 100 рублей. Она и выплачивалась нуждающемуся. Причем срок получения такой «помощи» не превышал полугода.

Такие меры поддержки губернатор вполне справедливо назвал ложной надеждой. И, несмотря на определенные и вполне понятные бюджетные проблемы с доходной частью, призвал отказаться от подобного подхода.

Правительство, по его словам, уже предприняло конкретные шаги в этом направлении:

– Мы установили новые правила. Сейчас они приняты до 1 октября..

В этот период за временной адресной помощью вправе обратиться те, чей среднедушевой доход ниже полутора прожиточных минимумов. То есть ниже 15 тысяч рублей. Увеличивается до 1 035 рублей и минимальный размер такой помощи, что составит 10% прожиточного минимума.

Теперь губернатор предложил продлить действие обозначенного им порядка предоставления адресной помощи в полтора прожиточных минимума, по меньшей мере, до конца этого года. А планку в 10 % прожиточного минимума, как условие предоставления помощи, предложил сделать постоянной.

Подобные подходы характерны и для других направлений социальной политики: забота о старшем поколении, организация первичного звена здравоохранения и инвестиции во всю донскую медицину, совершенствование образования, развитие культуры, спорта… Здесь очевидны изменения.  А значит, изменения претерпевает и бюджетная политика в целом.

Одно из проявлений таких изменений – практика инициативного бюджетирования. Совсем недавно «НВ» уже подробно разбирало эту практику, родившуюся, без преувеличения, в народе. Сегодня губернатор не только всецело поддерживает ее, так сказать, морально. Власть, выступая на паритетных началах с обществом, становится как бы соавтором массы полезных начинаний.

– Считаю, что объем средств, ежегодно направляемых на реализацию проекта поддержки местных инициатив, должен вырасти. Минимум до 300 млн рублей в год. За три года вместе с людьми и бизнесом мы воплотим в жизнь более 450 инициативных проектов, – резюмировал губернатор.

Своя «удочка» подготовлена и для донского бизнеса. Пробудить в нынешний сложный период предпринимательскую инициативу способна, по мнению В. Голубева, рационально организованная господдержка. Она поможет увеличить уже к концу трехлетнего бюджетного цикла число занятых в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе и индивидуальных предпринимателей — как минимум, на 150 тыс. человек, или на 27 %.

Но для этого придется поработать власти. В частности, добиться, чтобы для инвестиционных площадок в наших ТОСЭР окончательно были сняты все инфраструктурные ограничения — по электричеству, воде, очистным сооружениям. Сегодня в Гуково, Зверево и Донецке работают 17 новых производств. Создаваемые там предприятия пользуются, по определению губернатора, беспрецедентными льготами по налогам и страховым взносам. Однако ресурсных мощностей уже очевидно не хватает. Предложенные В. Голубевым меры должны помочь ликвидировать этот пробел. Но дверь для новых предложений по этой части открыта. В том числе  и по части эффективных бюджетно-финасовых инструментов. И более того: определенные изменения, учитывающие характер нынешней обстановки, собираются до конца декабря и будут внесены в следующем году в «Стратегию-2030».

Грамотная поддержка бизнеса, рост производительности труда, создание на Дону комфортной и безопасной среды – не в трех городах, как сегодня, а в 12, а также и в сельских территориях, обеспечение чистой водой, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры доведение уровня газификации до 100 % – не когда-нибудь, а в ближайшие годы – все это потребует немалых бюджетных затрат. Но при правильном целеполагании, последовательной налоговой и промышленной политике, рациональном распределении денежных средств достижение поставленных целей не просто возможно. Оно предопределено.