Депутаты Законодательного собрания области собрались сегодня во внеочередном порядке. Побудила к тому необходимость решить вопрос о назначении уполномоченного по правам ребенка.



НА ЭТОТ ПОСТ была переназначена Ирина ЧЕРКАСОВА. За ее кандидатуру все парламентарии проголосовали единогласно. Накануне переназначение И. Черкасовой поддержал профильный комитет донского парламента. В своих выступлениях депутаты дали высокую оценку ее работе в должности уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области. На своем посту И. Черкасова трудится уже 10 лет.

За это время она своей активностью сумела завоевать доверие жителей Дона. Было рассмотрено свыше 16 тысяч обращений, проведено более девяти тысяч проверок с участием специалистов различных служб и ведомств. В результате удалось восстановить права детей почти в трех тысячах случаев.

Выступавшие отмечали, что при непосредственном участии И. Черкасовой в области был создан и успешно работает институт школьных уполномоченных. Таких правозащитников в донских школах сегодня насчитывается 1120 человек.

Уполномоченный по правам ребенка и донской парламент активно сотрудничают самым активным образом. Парламентарии, благодаря ежегодным отчетам детского омбудсмена, получают полное представление о состоянии защиты прав наших маленьких сограждан. Немало принятых законов родилось на основе отчетов И. Черкасовой. И это сотрудничество получает продолжение.

ВНЕОЧЕРЕДНОЕ заседание наши избранники использовали для решения ряда других назревших и уже готовых к обсуждению вопросов. Так, они подробно обсудили состояние работы по комплексному развитию сельских территорий. Обзор этой работы в рамках «правительственного часа» сделал министр сельского хозяйства и продовольствия области Константин РАЧАЛОВСКИЙ.

Развивается сегодняшнее донское село на основе не так давно принятой федеральной программы. Внимание, которое придается проблеме его комплексного развития, хорошо иллюстрируют данные о финансировании программы. Из различных источников на решение этой задачи поступает 2,3 трлн рублей. В том числе триллион – из средств федерального бюджета.

Если говорить конкретно о донском селе, то в текущем году на реализацию намеченных госпрограммой мер предусмотрены бюджетные средства, превышающие 1,1 млрд рублей. Из них из областного бюджета выделяется 789 млн. Из федерального бюджета привлекается около 300 млн. Как видим, деньги немалые.

Но цель, как говорится, оправдывает средства. Ведь в результате решения задач, поставленных в программе, должны резко вырасти уровень и качество жизни на селе. А для этого в ближайшую пятилетку предстоит сохранить долю сельского населения на уровне, не ниже 25,3 %.  Сегодня можно считать, что на Дону эта задача решена: сельское население у нас составляет 32 %.  Однако если остановиться и перестать вникать в крестьянские заботы, нужды и чаяния, село быстро потеряет людей, и имеющееся сегодня преимущество растает без следа.

То же можно сказать и о материальном состоянии селян. Рост доходов семей, проживающих в сельской местности, предстоит поднять минимум до 80 % по отношению к городу. В Ростовской области это соотношение составило в 2017 году – 69,7%, по итогам 2019 года – 75,6 %. Фронт работ и здесь налицо

И, наконец, проблема жилья. Пусть острота жилищной проблемы по-разному оценивается в городе и на селе, но то, что благоустроенного жилья селу  недостает – это факт.  В донских селах доля общей площади благоустроенного жилищного фонда составляет 38,5 %. К 2025 году ее следует поднять до 50 %.

На решение названных приоритетных демографических и социальных задач и пойдут, в основном, выделенные впечатляющие суммы. Важно их правильно распределить и эффективно использовать. На что и указывали выступавшие в ходе «правительственного часа» депутаты.

Так, руководитель парламентской  фракции «Справедливой России» Сергей КОСИНОВ обратил внимание коллег на кадровую проблему. Зачастую немногочисленные администрации сельских муниципалитетов комплектуются случайными людьми. И так только потому, что толковый, знающий себе цену специалист на хлопотную, но малооплачиваемую работу в администрации не пойдет. А коль кадры решают все, то очевидно, что еще больше решает их отсутствие.

И речь не только о сельских чиновниках: за 12 тысяч не поедут работать на село ни учителя, ни врачи, ни другие столь необходимые аграрному сектору нашей экономики специалисты. Не оттого ли возникает положение, на которое указала депутат Татьяна ИВАЩЕНКО? Она, в частности, отметила, что норматив в 30 %, относящийся к обеспеченности нашего села школами и детскими садами, давно отстал от жизни и требует пересмотра. Он, как и норматив обеспеченности учреждениями культуры, нисколько не способствует удержанию людей на селе. И оттого требует пересмотра.

Коллег поддержал председатель Законодательного Собрания Александр ИЩЕНКО, также обративший внимание на проблемы сельских чиновников и сельской интеллигенции:

– С одной стороны, чиновник у нас – это постоянный объект критики. С другой же, уровни оплаты труда управленцев на селе, действительно, являются проблемой. И на эту проблему не надо закрывать глаза. Ее следует обсуждать и решать…

Поднятые депутатами проблемы нашли свое отражение в рекомендациях, составленных по итогам «правительственного часа».

ФИНАНСОВЫЙ блок законопроектов, предложенных донским парламентариям, на этот раз состоял из двух документов. Оба вносили изменения в действующие областные законы. Один менял некоторые положения закона «О межбюджетных отношениях», другим вносились поправки в закон «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда в Ростовской области».

Оба предложенных областным минфином законопроекта, помимо чисто финансовой, несут и немалую социальную нагрузку. Поправки в закон «О межбюджетных отношениях» направлены на ускорение процедуры получения пособий для одной из наименее защищенных категорий граждан. Это матери, воспитывающие ребенка до полутора лет и не получающие декретные выплаты по причине ликвидации организации, в которой работали. Да плюс к тому многие из них оказались без социальной страховки на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством.

На федеральном уровне с 1 июня для таких категорий установлен единый фиксированный минимальный размер ежемесячного пособия – 6 752 рубля. При этом не имеет значения, на какого ребенка оно выплачивается – на первого, второго или на последующих. Заметим, что ранее дифференциация здесь выдерживалась строго: выплачивалось 1 500 рублей по уходу за первым ребенком и 3 000 рублей по уходу за всеми последующими детьми. Президент в этом году поручил пересмотреть такой не отличающийся социальной справедливостью порядок, несмотря на то, что пересмотр потребует дополнительных миллионных и даже миллиардных отчислений. И вот последовало изменение областного закона …

Изменения в областной закон «Об установлении коэффициента, отражающего особенности рынка труда» устанавливают величину регионального коэффициента для исчисления суммы НДФЛ для иностранцев, работающих в России. Такое право предоставлено региональным органам власти. Воспользовавшись им, областной минфин предложил оставить этот коэффициент и впредь на уровне текущего года. А именно: 1,8.

Предложение вызвало споры. Так, лидер фракции компартии Евгений БЕССОНОВ посчитал, что взимать с иностранцев налог в прежнем размере, значит, ущемлять права коренного населения. Возразивший ему Игорь БУРАКОВ убежден, что таким образом удовлетворяется сохраняющаяся у работодателей потребность в кадрах. Если повысить накладные расходы гастарбайтеров, то неизбежен их отток с рынка труда. И далеко не факт, что высвободившиеся места займут наши соотечественники, никогда не стремившиеся работать там, где работают гастарбайтеры. К тому же расходы последних и так сегодня возросли из-за необходимости при оформлении патента сдавать анализы на коронавирус. Разумеется, не бесплатно...

 Итог подвел заместитель председателя донского парламента – глава бюджетного комитета Андрей ХАРЧЕНКО, подчеркнувший, что именно сохранение размера регионального коэффициента позволит поддерживать на рынке труда стабильную ситуацию.

 К ВОПРОСАМ социального плана законодатели возвращались на протяжении всего заседания. Изменив закон «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», они увеличили размер ежемесячного и дополнительного денежного вознаграждения, причитающихся приемным семьям. Внеся поправки в закон «Об образовании», они тем самым закрепили гарантии на бесплатное горячее питание за учащимися школ-интернатов спортивного профиля. Принятое парламентариями обращение в федеральный центр по вопросу лекарственного обеспечения граждан с редкими, так называемыми орфанными заболеваниями за счет средств федерального бюджета находится в русле государственной политики. Как раз на днях этого вопроса касался президент России.

Несомненно, с удовлетворением будут встречены поправки, которые депутаты внесли в областной закон «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства». Ведь с их принятием устраняется неопределенность положения заметной группы обманутых дольщиков. Она возникла с принятием федерального закона, согласно которому сведения о проблемных многоквартирных домах должны быть включены в единый федеральный реестр.

Вся пикантность положения, в котором оказались дольщики, состоит в том, что они, заплатив за приобретение жилья в таких домах, исключались из регионального реестра. И тем самым автоматически лишались права на региональные меры поддержки.

Принятые поправки устранили эту несправедливость, сохранив за обманутыми покупателями недостроев право на региональную поддержку. Теперь они имеют возможность либо претендовать на помощь, которую предлагают органы государственной власти в рамках областного закона, либо воспользоваться федеральными мерами поддержки.

Как отмечали депутаты, принятый законопроект позволяет сохранить в региональных списках и тем самым обеспечить права на жилое помещение 33 обманутых дольщиков по семи проблемным ростовским объектам. А в перспективе региональные меры  поддержки можно предоставить еще 42 участникам долевого строительства.

КАК ВИДИМ, прошедшее сегодня заседание донского парламента, несмотря на его внеочередной характер, вместило в себя немало сложных вопросов. И даром, что прошло оно, как и многие мероприятия этого года, в онлайн-формате. Разобщенности его участники не чувствовали. Режим видеоконференцсвязи и строгие санитарные ограничения больше не мешают депутатам вести живую, осмысленную и плодотворную дискуссию. Иными словами, научились донские парламентарии эффективно работать в предлагаемых непростых обстоятельствах.