Сегодня прошло второе и окончательное чтение бюджетного законопроекта. Первое, как известно, состоялось 26 ноября в ходе предыдущего заседания Законодательного собрания области.

Обсужадется проект областного бюджета. На трибуне А. Харченко. Источник фото: Законодательное собрание Ростовской области..

Все эти две недели пришлось интенсивно потрудиться рабочей группе. Вместе с профильным парламентским комитетом по бюджету она рассмотрела несколько десятков поправок, поступивших в ходе первого чтения.

В результате, как отметила заместитель губернатора – министр финансов области Лилия ФЕДОТОВА, первоначальный проект бюджета претерпел заметные изменения. В частности, его разработчикам удалось найти резервы, и доходную часть бюджета 2021 года было предложено увеличить на 23,5 млрд рублей. Соответственно, сумму расходов областной минфин предложил поднять до 26 млрд.

– В этих средствах учтены поправки, в том числе и от депутатов Законодательного собрания, на общую сумму 4,2 млрд рублей, – констатировала Л. Федотова.

Среди поправок немало и таких, что вносились депутатами на основании наказов, полученных ими от своих избирателей еще на выборах 2018 года. И таким образом, по сравнению с первоначальным вариантом бюджета, практически по всем отраслям отмечается рост расходов. По оценке Л. Федотовой, такой подход к формированию бюджета – с учетом нужд населения – лучше всего демонстрирует намерения власти выполнить все свои обязательства перед жителями Дона.

Оттого социальные расходы остались в приоритете. Более того: по всем направлениям развития социальной сферы расходы бюджета-2021 вырастают, по сравнению с первым чтением, на 21 млрд рублей – до 155 млрд. При этом почти половина этой суммы и более трети всей расходной части – а это почти 74 млрд рублей – направляется на реализацию мер по соцподдержке граждан.

Увеличиваются, по сравнению с первым чтением бюджета, и расходы на развитие области. Достаточно сказать, что сформированный внутри областного бюджета следующего года бюджет развития превышает 47,6 млрд рублей. Львиная доля этих средств будет выделена на реализацию инфраструктурных проектов. На эти деньги можно будет спроектировать, отремонтировать или построить почти полтысячи различных объектов областной инфраструктуры.

В целом же, с учетом внесенных поправок, параметры областного бюджета на 2021 год сложились следующим образом: доходы составляют 211 млрд рублей, а расходы – 217 млрд. Нетрудно видеть, что, по сравнению с действующим бюджетом, они увеличились соответственно на 7 % и 6,4 %.

При этом бюджеты первых двух лет остаются дефицитными. Разработчики учли все сложности переживаемого периода и, что называется, не пускаются с места в карьер. Лишь в 2023 году намечается выход на небольшой профицит. Л. Федотова объяснила такую осторожность:

 – Все, как всегда, просчитано. И ничего страшного в наличии дефицита не было и нет. Существуют надежные источники его покрытия. Есть и дополнительные ресурсы из федерального бюджета...

Бюджет, по ее оценке, это сложный и многогранный инструмент развития области. И инструмент этот должен быть безупречно настроен. Кроме того, им надо уверено, владеть, добиваясь филигранной точности в выделении средств. Идти напролом, используя бюджет как некий таран, – пусть даже и с самыми благими намерениями – не получится. Что наша прошлая история не раз подтверждала.

Но ведь так хочется явить миру щедрость. Особенно, когда на горизонте уже забрезжила заря очередных думских выборов. Вот оппозиционные фракции и бросаются в атаку на бюджет, сверстанный исходя из реальной ситуации. Видя в этом его слабость, а не силу, они требуют идеального бюджета, способного всем всё и сразу дать. А поскольку узких мест в нашей финансово-экономической сфере всегда было предостаточно, а в результате пандемии число их лишь умножилось, то и целей для критических стрел хватает.

Однако бюджетно-финансовая политика, как и любая другая политика, – это всего лишь искусство возможного. И громовыми речами возможностей не увеличить. Это совсем другими методами достигается. В том числе и посредством хорошо просчитанного и базирующегося на проверенной идеологии бюджета.

Хотя в том и польза реальной конструктивной парламентской оппозиции, что она раз за разом обращает внимание именно на нерешенные проблемы. Понимая это, губернатор Василий ГОЛУБЕВ не стал оспаривать аргум