Противостояние политического благоразумия с предвыборным пафосом можно было наблюдать сегодня в ходе очередного заседания Законодательного собрания области. Его повестка дня насчитывала 34 вопроса. И все – актуальные. Так называемых проходных не было.



Соблазн «вертолетной раздачи»

Но в качестве центрального вопроса, можно, пожалуй, выделить поправки в действующий областной бюджет, предложенные региональным правительством. Первое изменение действующего бюджета в нынешнем году обусловлено безвозмездным поступлением из федерального бюджета 958 с лишним миллионов рублей. В оборот также поступили остатки средств, сложившиеся по итогам минувшего года.

Поступившие суммы дают возможность увеличить расходы. Они в обновленном варианте бюджета вырастают сразу на 11,5 млрд рублей.

– Предлагаемые законопроектом изменения в бюджет направлены на решение первоочередных задач, – отметила заместитель губернатора – министр финансов области Лилия ФЕДОТОВА.

В числе таких задач, в частности: завершение строительства областной инфекционной больницы и здания терапевтического корпуса Чертковской ЦРБ, подключение авиации к оказанию медицинской помощи. Деньги пойдут и на строительство спортивных сооружений. В том числе предусмотрено и финансирование безмерно затянувшейся реконструкции шахтинского стадиона «Шахтер». Должны быть выделены средства на подключение к инженерным сетям нового интерната для престарелых в Азовском районе и на приобретение спецавтотранспорта для инвалидов. Поступившие из федерального центра суммы позволят отремонтировать и реконструировать ряд школ и детсадов в Ростове и на местах. Зарезервированы средства на стабилизацию в экономике и социальной сфере.

стадион Шахтер.jpg

Часть поступивших в область средств выделяется на окончание безмерно затянувшейся реконструкции стадиона "Шахтер" в Шахтах.

Казалось бы, траты обоснованы и своевременны. И тем не менее у оппозиции возникли претензии к предложенному правительством законопроекту. Лидер парламентской фракции ЛДПР Евгений ФЕДЯЕВ, охарактеризовав состояние донского здравоохранения как упадок, тут же объявил нерациональными затраты на строительство инфекционной больницы. При этом еще и перепутал этот объект с ковидным госпиталем: мол, пандемия идет на убыль, а нам предлагают выделить дополнительные средства на оборудование медучреждения.

Руководитель фракции КПРФ Евгений БЕССОНОВ перевел тему в глобальную плоскость и призвал распределить средства фонда национального благосостояния по регионам. Так же, по его мнению, следует поступить и с областными резервами. Ну, чем не знаменитая «вертолетная раздача» денег? Или классическое «отнять и поделить»? Однако именно в этом направлении и предлагает областному минфину работать с федеральными структурами депутат.

Наверное, потому так резко отреагировал на призывы оппозиции губернатор Василий ГОЛУБЕВ, увидевший в них полное непонимание сути имеющихся сегодня проблем:

– Что заниматься популизмом? В области нет инфекционной больницы, и мы ее построим. И постараемся сделать это как можно скорее. Бесперспективно призывать жить лучше. Результата не будет. Делать надо. И вникать в реальную ситуацию по тем или иным объектам. А сказки рассказывать все мастера…

Инфекционная больница.jpg

В. Голубев на строительстве областной инфекционной больницы: "инфекционная больница необходима всегда, и она будет построена".

Мысль губернатора развил председатель Законодательного собрания Александр ИЩЕНКО:

– Не заложить деньги в резервный фонд – это управленческое и политическое самоубийство…

По его оценке, прозвучавшие в ходе обсуждения поправок в бюджет речи, продиктованы приближающимися выборами. Но такой ранний старт обычно оборачивается фальстартом. Со всеми вытекающими отсюда конфузами:

– Если обсуждать бюджет профессионально, надо хотя бы сверить все его параметры. И руководствоваться ими, а не собственными фантазиями...

Реалии же нам показал минувший год. После того, как на антиковидные мероприятия больше ста раз пришлось выделять дополнительные средства, стало ясно, что держать деньги в резервном фонде необходимо. Призывать к его разбазариванию, по убеждению спикера, в корне неверно. Говорить о проблемах надо не в общем, а предельно конкретно. И на такой разговор гарантированно прореагирует исполнительная власть.

От семеноводства до правозащиты

Так, не без споров шло обсуждение всех пунктов обширной повестки заседания. Депутаты приступили к работе по приведению областного законодательства в соответствие с новыми конституционными нормами. Здесь обратил на себя внимание областной закон «О семеноводстве». Скромный этот документ стал примечателен тем, что оказался первым отраслевым законом, исходящим из приоритета российского законодательства над международным.

семеноводство.jpg

Областной закон "О семеноводстве" стал первым отраслевым законом, исходящим из приоритета российского права над международным.

Закон «Об уполномоченном по правам человека в Ростовской области» также был принят на волне обновления федерального законодательства. Им права донского омбудсмена заметно расширяются. В частности, он теперь может, не ограничиваясь одними лишь рекомендациями, напрямую обращаться в правоохранительные органы правопорядка и в суд с иском о возбуждении административного или даже уголовного дела по фактам нарушений прав человека.

Одновременно закон ужесточает требования к кандидатам на эту должность. На нее может претендовать исключительно гражданин России, достигший возраста 35 лет, обладающий безупречной репутацией.

Омбудсмен должен иметь высшее образование и обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт их защиты. Кроме того, он обязан в течение всего срока исполнения им своих полномочий постоянно проживать на территории Ростовской области.

И что важно: один и тот же человек не вправе занимать должность уполномоченного более двух сроков подряд.

Как посмотреть да посчитать…

Ожидаемо не обошлось без споров и при обсуждении законопроекта, которым вносились изменения в областной закон «О прожиточном минимуме». Отказ от привязки понятия прожиточного минимума к стоимости потребительской корзины, закрепленный в федеральном законодательстве, подвиг ряд депутатов на предложение нивелировать разницу в величине прожиточного минимума для разных групп населения, введя некую усредненную норму.

прожиточный минимум.jpg

Внешне привлекательное, оно, как и все популистские предложения, оказывается невыполнимым в принципе. Прежде всего потому, что вступает в противоречие с федеральными законодательными нормами. А те в свою очередь основаны на научных и проверенных жизнью данных. Так что благие пожелания таковыми и остаются. И, похоже, продиктованы все теми же предвыборными соображениями. А им, как известно, строгие расчеты противопоказаны.

И тем не менее, считать приходится. Об этом парламентариям еще раз напомнил отчет областной Контрольно-счетной палаты о работе в минувшем году. С четкими параметрами и строгими понятиями депутатам пришлось иметь дело и при обсуждении поправок в областной закон «О промышленной политике» и при принятии обращений в федеральные органы власти, связанных с такими тонкими финансовыми материями, как субсидии.

Подводя итоги

А завершилось заседание анализом деятельности донского парламента в минувшем году. В течение его депутаты собирались 13 раз. На заседанях принято 157 областных законов. Областной бюджет пять раз корректировался в сторону увеличения, а суммарная помощь федерального бюджета достигла 71 млрд рублей. И оказалась наибольшей за все годы межбюджетных отношений «область – федеральный центр».

По инициативе губернатора трижды пересматривался порядок адресной социальной помощи. Измененный соответствующим образом закон позволил десяткам тысяч жителей Дона воспользоваться новыми формами поддержки.

ЗС.jpg

В том же направлении работали и другие социально направленные областные законы. Вырос размер денежных вознаграждений организаторам приемных семей для пожилых граждан и инвалидов, увеличен прожиточный минимум пенсионера. На пять лет продлено действие областного закона о региональном материнском капитале. Увеличена минимальная площадь жилья для детей-сирот.

В пору пандемии помогли поддержать донской бизнес принятые Законодательным собранием налоговые преференции. В этой непростой ситуации удалось согласовать с реальностью приоритеты расходов и установить необходимое равновесие между социальными обязательствами и возможностями развития области.