Вел заседание первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов. Губернатор Василий Голубев в это время находился в Москве на оглашении ежегодного послания президента страны Федеральному собранию.



В центре внимания апрельского расширенного заседания оказались вопросы образования, дорожной отрасли и коммунальной сферы. Это то, что составляет основу развития. Без качественного образования невозможно кадровое наполнение этого развития. Дорожное хозяйство и ЖКХ являются его опорной инфраструктурой.

Образование: «Точки роста»

Министр образования области Лариса Балина в своем докладе сосредоточилась на том, как выполняются нацпроект «Образование» и являющиеся его составными частями региональные проекты. Насколько эффективно они создают возможности для самореализации и развития талантов в условиях современной школы?

Проводимую в этом направлении на Дону работу Л. Балина охарактеризовала как логичное продолжение модернизации образовательной системы региона. Она продолжается уже восьмой год, и разработанные в ходе ее региональные проекты «Современная школа», «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка» уже открыли немало новых возможностей для выявления и развития творческого потенциала школьников.

Министр подробно разобрала ход реализации каждого из проектов, обозначив их приоритетные направления. Это и обеспечение равного доступа детей к программам дополнительного образования, и выявление талантов детей, и ранняя профориентация учащихся – в том числе и прежде всего в донской «глубинке».

 Это и обновление материально-технической базы образовательных учреждений, направленное на успешную самореализацию и развитие талантов учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

В прошлоом году на Дону открылись 42 центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».

В прошлом году на Дону открылись 42 центра цифрового и гуманитарного образования «Точка роста».

Это и создание на селе и в малых городах центров естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». В донских «Точках роста» изучаются основы робототехники, механики, начала программирования и осваивается ряд других программ дополнительного образования по технической и естественно-научной направленностям. По созданию таких центров Ростовская область занимает первое место в стране.

В целом, картина, нарисованная министром и выступившим в качестве содокладчика главой администрации Красносулинского района Николаем Альшенко, выглядит впечатляюще. А донские парламентарии, которые были особенно активны на сегодняшнем заседании, дополнили ее, указав на ряд проблемных мест.

Так, Сергея Косинова обеспокоил кадровый вопрос – особенно нехватка учителей информатики. И это при том, что в ЮФУ на факультете высоких технологий обучаются кубанские студенты, направляемые в университет предприятиями Краснодарского края. Соответственно, туда же они и возвращаются. На Дону, к сожалению, такая система пока не отлажена.

Евгений Бессонов считает, что возможности для раскрытия талантов детей используются недостаточно. Он напомнил о музее космонавтики при ростовском предприятии «Квант». Некоторое время назад прошла информация о его возможном закрытии. Впрочем, сегодня проблема, похоже, решена. Хотя тревога депутата понятна, и предприятия, безусловно, надо активнее привлекать к работе в рамках нацпроекта «Образование».

Местные дорожные фонды: ресурсы и эффективность

В минувшем году возможности муниципальных дорожных фондов расширились. На местный уровень по инициативе губернатора, встревоженного растущей недоимкой в целом ряде муниципалитетов, были переданы средства транспортного налога. Тем самым муниципалитеты побуждались более активно собирать такой налог, направляя его суммы на развитие и обновление собственной дорожной сети.

Но пока, по выводу министра транспорта региона Владимира Окунева, должной активности на местах не наблюдается:

– При планировании доходов местных бюджетов на 2020 год муниципалитеты некорректно рассчитали плановые налоговые объемы. Это привело к неэффективному использованию средств, полученных от отчислений транспортного налога...

Более того, по итогам 2020 года не наблюдается существенной динамики по показателям состояния местной дорожной сети:

– Если по итогам 2019 года недоимка по транспортному налогу в консолидированный бюджет области составляла около 1,9 млрд рублей, то после передачи средств транспортного налога муниципалитетам недоимка по нему составила 1,7 млрд...

Как видим, разница несущественная. Что говорит о том, что активность муниципалитетов в сборе налога по-прежнему недостаточна. К тому же в ряде мест отмечается нецелевое использование средств транспортного налога.

Ряду муниципалитетов и сезонный ямочный ремонт оказывается не по силам.

 Ряду муниципалитетов и сезонный ямочный ремонт оказывается не по силам.

И все это прямо отражается на состоянии местной дорожной сети. Освоение предназначенных для ее развития и обновления средств местных дорожных фондов по итогам 2020 года составило 4 млрд рублей, или всего 80 % от плана. Что даже ниже, чем в 2019 году, когда существовал прежний порядок распоряжения средствами транспортного налога. В результате список территорий, где до конца не справились даже с ямочным ремонтом, требующимся после каждой зимы, непростительно велик.

Каков же выход из создавшейся ситуации? Члены правительства пришли к выводу о необходимости более тесного взаимодействия местных властей с областным минтранспорта. Особенно в вопросах определения объектов дорожно-уличной сети, подлежащих приведению в нормативное состояние. Главам администраций городов и районов предписано согласовывать с министерством транспорта направления расходования средств муниципальных дорожных фондов на очередной финансовый год.

И еще одна дорожная проблема была поднята на заседании. Несмотря на то, что прямо темы эффективности использования средств дорожных фондов она не касалась, вопрос, заданный депутатом Заксобрания области Игорем Бураковым, наверняка волнует многих.

А спросил депутат о том, когда же будет вновь открыто движение по магистральному мосту на улице Малиновского в Ростове. Тот, как известно, сейчас поставлен на капремонт и перекрыт. Ответ министра прозвучал вполне определенно:

Чтобы пустить автобусы через мост Малиновского в конце апреля, дорожники работают в авральном режиме. Фото Владимира Апарина.

Чтобы пустить автобусы через мост Малиновского в конце апреля, дорожники работают в авральном режиме. Фото Владимира Апарина.

– У нас были планы открыть движение пассажирского транспорта по мосту в конце апреля. Планы наши не меняются. Ориентировочно 29 или 30 апреля это движение будет возобновлено. Все необходимые усилия для того сегодня предпринимаются…

Что же касается окончательного пуска многострадального моста, то, по словам министра, дорожники постараются открыть полномасштабное движение уже к концу июля.

ЖКХ: холода позади, холода впереди…

Вопросы, связанные с работой коммунальной инфраструктуры в не самый благоприятный осенне-зимний период, всегда актуальны. И подведя сегодня итоги прохождения зимнего максимума, правительство одновременно наметило рубежи подготовки объектов донской инженерной и социальной инфраструктуры к очередному отопительному периоду. Он, несмотря на то что весна только вступает в свои права, не так уж и далек.

Что и констатировал заместитель министра ЖКХ области Михаил Полухин. При относительно беспроблемном протекании отопительного сезона 2020–2021 годов нельзя не признать, что ряд территорий вошли в него недостаточно подготовленными:

– В 2020 году паспорта готовности получили 49 муниципальных образований. Не получили их своевременно семь муниципалитетов. Это Азов, Волгодонск, Новочеркасск, Таганрог, Шахты, Кашарский и Октябрьский районы…

Последствия обрушения канализационного коллектора в Волгодонске придется устранять до конца года.

Последствия обрушения канализационного коллектора в Волгодонске придется устранять до конца года.

А результатом стали ЧП в Волгодонске и Сальском районе. В первом обрушился канализационный коллектор. Его 800-миллиметровый трубопровод будут менять до конца года. Во втором сгорела котельная поселка Манычстрой. Без тепла остались пять многоквартирных домов, детсад и школа. Экстренно была арендована блочно-модульная котельная. С ее помощью и спасли положение. Теперь, по заверениям главы администрации Сальского района Владимира Березовского, будет установлена новая котельная. Выполнение всех связанных с этим необходимых формальностей подходит к концу. Так что подобных проблем в очередном отопительном сезоне возникнуть не должно.

По оперативным данным, за время отопительного сезона в диспетчерскую службу минЖКХ поступило 2000 обращений граждан. Из них по вопросам водоснабжения и канализации – 1119, по теплоснабжению – 881. Все обращения оперативно отрабатывались и контролировались диспетчерской службой до момента устранения проблемы.

Теперь же на основе анализа прохождения минувшего отопительного сезона в каждом муниципалитете сформированы планы мероприятий по подготовке к зиме 2021–2022 годов. МинЖКХ в свою очередь обобщило все проблемные вопросы, наметило задачи и направило на места рекомендации по подготовке к новому отопительному периоду. Основное требование остается неизменным: о готовности к работе в холода все муниципалитеты обязаны доложить до 1 октября.

                                                                      ***

Таков круг тем, поднятых на очередном расширенном заседании правительства. Кстати говоря, ряд их был затронут и в сегодняшнем послании президента В. Путина. Так что присутствовавший в московском Манеже донской губернатор наверняка вернется в Ростов с новыми идеями и инициативами.