Собраться сегодня в экстренном порядке депутатов донского парламента побудила необходимость привести большую группу областных законов в соответствие с нормами федерального законодательства.



Одновременно от Законодательного собрания области потребовалось дать отзыв на изменения, которые планируется внести в отдельные федеральные законы. В первую очередь это касается содержания проекта поправок, предложенных к внесению в федеральный закон от 1998 года «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». А конкретно, в его статью 211. Она устанавливает порядок осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности с судна на судно исключительно в открытом море, без захода на рейд порта, как сейчас.

Поскольку подобные вопросы касаются субъектов Федерации, транспортирующих зерно по воде, законопроект был направлен на места, чтобы там его тщательно проанализировали региональные органы власти. В том числе и парламенты.

И именно необходимость оперативно высказать свое мнение к принятым Думой в первом чтении данным поправкам обусловила внеочередной характер сегодняшнего заседания. Как пояснил председатель Законодательного собрания области Александр ИЩЕНКО, внесение поправок от регионов ко второму чтению требовалось завершить к 11 ноября:

–  Поправки должны быть оформлены как постановление Законодательного собрания. Оттого и возникла необходимость собрать внеочередное заседание для его принятия…

Неискушенному в тонкостях региональной экономики человеку вопрос может показаться чисто техническим. Но если абстрактный груз заменить на вполне конкретное зерно – а именно его у нас в больших количествах транспортируют по воде – да еще учесть при этом транспортную составляющую, которая непременно изменится в случае запрета на рейдовую его перевалку, то угроза донской экономике приобретает вполне конкретные очертания. Ведь законопроектом зерно и мучная пыль отнесены к загрязняющим природу продуктам.

– Разработанный с целью минимизации рисков возникновения аварийных ситуаций, угрозы экологического загрязнения и упорядочения уплаты сборов законопроект может оказать негативное влияние на донскую экономику и экономику ряда других российских регионов… – такой вывод в своем докладе сделала и.о. министра сельского хозяйства и продовольствия региона Ольга ГОРБАНЕВА.

И действительно, Ростовской области есть чего опасаться. Регион, собирая ежегодно по 10-12 млн тонн зерна, традиционно лидирует по этим позициям. При этом на переработку и потребление используется лишь 2,6 млн. тонн. Все остальное – это предмет экспорта. А значит, так или иначе должно вывозиться. Для Ростовской области наилучший путь вывоза – водные пути.

Под перевалку зерна на крупнотоннажные суда заточены три порта: Ростовский, Азовский и Таганрогский. Изменение существующего порядка ударит по портовой инфраструктуре и по людям, там работающим. А таких немало: ведь надо обслуживать пятую часть всего российского экспорта. И экспортная составляющая в зерновом хозяйстве области постоянно растет. Следовательно, растут занятость и налоговые платежи в бюджет. Лишить портовые терминалы возможности отгружать столь значимую экспортную продукцию – означает уменьшить и одно, и другое.

перевалка зерна.jpg

Перевалка зерна в порту Таганрога.


Таким образом, экономические и социальные риски от предлагаемого порядка, который, по существу, разрывает все логистические цепочки, налицо. И они велики. А вот экологических, из чего исходят предлагаемые Госдумой поправки в федеральное законодательство, не просматривается:

–  Рейдовая перевалка зерна безопасна для окружающей среды, технологически отработана и распространена во всем мире…

Этот вывод О. Горбанева сделала на основании результатов экологических экспертиз. А они убедительно опровергают все надуманные опасения, которые якобы заставляют менять федеральный закон. Расчетные значения максимальных концентраций всех выбрасываемых в окружающее пространство загрязняющих веществ, не исключая и зерновую пыль, не превышают допустимых значений.

Косвенно это наводит на мысль, что поправки родились в результате лоббирования. К этому выводу практически одновременно пришли лидер парламентской фракции «Единой России» Владимир РЕВЕНКО и депутат Госдумы, первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ Виктор ВОДОЛАЦКИЙ.

Комментируя сложившуюся ситуацию, А. Ищенко заметил:

– Текст законопроекта содержит нормы, которые могут привести к остановке транспортировки зерна по Дону либо сделать эту транспортировку нерентабельной. В связи с этим, по предложению правительства области депутаты Законодательного собрания вместе с сенаторами подготовили поправки к этому проекту, которые исключают негативные сценарии для производителей сельскохозяйственной продукции…

А первый заместитель донского губернатора Виктор ГОНЧАРОВ сообщил, что из правительства области в кабинет министров уже отправлены соответствующие письма, аргументирующие несогласие области с предлагаемыми логистическими новациями:

– Насколько известно, подобной же позиции придерживаются Татарстан и Самарская область. Ее готовы поддержать парламенты Саратовской и ряда других областей. С властями всех этих регионов мы находимся в постоянном контакте…

Принятое донскими парламентариями постановление учитывает все обстоятельства. Прежде всего депутаты предлагают уточнить определение загрязняющих веществ и настаивают на том, чтобы не распространять действие норм, предусмотренных законопроектом, на рейдовую перевалку сельскохозяйственных грузов.

Теперь соответствующее постановление предстоит направить в Госдуму для рассмотрения ко второму чтению законопроекта. Оно должно пройти уже 20 ноября.

На внеочередном заседании были также внесены изменения в ряд областных законов в порядке приведения их в соответствие с федеральным законодательством. В частности, правке подверглись областные законы «О семеноводстве», «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах», «О полномочиях органов государственной власти в сфере использования автодорог и дорожной деятельности» и некоторые другие.

А следующие два заседания донского парламента, которые намечены соответственно на 25 ноября и 16 декабря, будут посвящены рассмотрению и принятию областного бюджета на очередной трехлетний период. Чем и обусловлено их нерядовое значение.