Такие слушания, называемые еще «нулевым чтением», уже достаточно давно составляют обязательную часть работы над каждым новым бюджетом области. Они позволяют установить баланс интересов получателей бюджетных средств и узаконены Бюджетным кодексом и региональными нормами.



Как и прошлые публичные слушания, сегодняшние также прошли в смешанном формате, обусловленном по-прежнему напряженной эпидемической ситуацией. Но на активности 257 участников слушаний, среди которых, как всегда, были депутаты различных уровней, министры регионального правительства, экономисты, представители муниципалитетов, активисты-общественники, а также рядовые граждане, это никак не сказалось.

Участники слушаний хорошо подготовились к «нулевому чтению». Это явствовало из характера их вопросов, которые были заданы заместителю губернатора – министру финансов региона Лилии ФЕДОТОВОЙ и ее содокладчикам – отраслевым министрам. Отличались глубиной и проработанностью и предложенные в ходе слушаний поправки и уточнения в проект главного финансового документа области.

Публичные слушания Федотова.jpg

Л. Федотова: Приоритеты бюджетной политики сохраняют преемственность...

О вопросах у нас еще будет возможность подробнее поговорить впереди. Тем более что их в ходе слушаний прозвучало больше трех десятков, А пока отметим то общее, что волновало едва ли не каждого участника слушаний – от депутатов и предпринимателей до простых жителей донской «глубинки». Все желали понять, насколько учтены в бюджете нынешние непростые реалии и их негативное воздействие на социально-экономическое положение области, ее развитие. Не вынудит ли коронавирус поступиться уровнем социальной направленности бюджета, тем, что давно определяет идеологию основного финансового документа Ростовской области?

Остановившись на основных направлениях региональной бюджетной политики, Л. Федотова такие опасения решительно развеяла:

– Приоритеты бюджетной политики сохраняют преемственность тех задач, что были обозначены в указах и посланиях президента страны и уточнены губернатором области...

Как известно, бюджетную политику последних лет определяют цели, обозначенные нацпроектами. В них четко прописаны направления нашего развития. Это сохранение населения, обеспечение здоровья и благополучия каждого, создание широких возможностей для самореализации человека и развития его талантов, комфортная и безопасная среда обитания, достойный и эффективный труд и успешное предпринимательство, цифровая трансформация экономической и общественной жизни.

Публичные слушания основные направления.jpg

Такие приоритеты полностью созвучны социальной направленности донской бюджетной политики. Исходя из них, социальный компонент в расходных статьях нового донского бюджета должен составить не менее двух третей всех предусмотренных там расходов. Из общих 63 млрд рублей, составляющих  расходы в предстоящие три года только в рамках нацпроектов, 36 млрд носят ярко выраженную социальную направленность.

Это прежде всего расходы, направленные на поддержку людей старших возрастов, ветеранов, инвалидов. Это расходы по улучшению качества образования и здравоохранения, по финансированию физкультуры и спорта. Это помощь гражданам в улучшении их жилищных условий.

Публичные слушания. Меры соцподдержки.jpg

Но социальные расходы возможны и оправданы только при условии сохранения должных темпов экономического развития. И обеспечение такого развития является еще одной важной составляющей нового областного бюджета. В первую очередь бюджетный процесс ориентируется на обеспечение возможности для долгосрочных инвестиций, направленных на создание современной инфраструктуры – в том числе и социальной. Через такие инвестиции вкупе с господдержкой бизнеса и грамотной системой льгот для предпринимателей наращивается экономический потенциал региона. Расширяется и модернизируется производство, создаются новые рабочие места.

Эти моменты находят свое отражение в бюджете развития. Как всегда, он составляет важную часть регионального бюджета. Доля его расходов достигает 20 % всех бюджетных расходов. Л. Федотова резюмировала:

– Бюджетная политика региона направлена не только на выполнение социальных обязательств, но и на укрепление экономического потенциала…

Подобная бюджетная гармония находит свое отражение в параметрах, предлагаемых законопроектом. Так, в 2022 году доходы и расходы бюджета будут примерно равными. При небольшом перевесе в сторону расходов. А именно: доходы должны составить 230 млрд рублей при расходах в 230, 9 млрд. Параметры полностью отвечают Бюджетному кодексу, а сам бюджет сверстан по уже не раз опробованной и хорошо зарекомендовавшей себя методике, позволяющей иметь гибкий механизм управления бюджетным процессом.

Публичные слушания. Параметры бюджета.jpg

Чем область богатеет...

А такие возможности тонкой настройки всей бюджетной конструкции нужны нашей финансовой системе сегодня как никогда. Задачи, которые требуется решить при формировании бюджета на очередное трехлетие, сколь сложны, столь же и уникальны. Руководивший работой публичных слушаний председатель Законодательного собрания области Александр ИЩЕНКО познакомил их участников с результатами сравнительного анализа исполнения федерального и областного бюджетов за последнее десятилетие.

Оказалось, что темпы роста расходов федерального бюджета за этот период составили 167 %. Тогда как аналогичный параметр в бюджете региона оказался равен 216 %. А если вынести за скобки инфляцию, то увидим, что расходы федерального бюджета окажутся на уровне 97-98 %. А расходы областного бюджета – 126,5 %.

Возможно, эти макроэкономические расчеты мало что скажут неискушенному человеку. Но законодатели и управленцы видят в них важные показатели качества бюджетного процесса. Которые характеризуют степень нацеленности власти на реализацию стратегических задач развития. Социальная составляющая в этих задачах занимает более чем заметное место. Что и подчеркнул А. Ищенко:

– Соглашаясь с общим подходом к порядку расходования бюджетных средств, мы видим необходимость в учете интересов бюджетной сферы. Интересов, связанных с вопросами оплаты труда. Это встречает понимание в министерстве финансов. Уверен, что ко второму чтению бюджета в парламенте мы увидим существенные дополнения по основным статьям – прежде всего, связанным с социальными расходами…

Публичные слушания. Рост зарплаты.jpg

Социальное звучание оказалось присуще и всем вопросам, что задавали участники слушаний отраслевым министрам. Спрашивали об особенностях новой модели социальных контрактов. Интересовались судьбой ряда объектов соцкультбыта, уточняли особенности налоговой политики, связанные с отменой единого налога на вмененный доход. Беспокоились о перспективах дальнейшей бюджетной поддержки людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Вносили предложения по совершенствованию материальных стимулов на селе…

Как видим, поднимали участники слушаний темы далеко не отвлеченные. По сути, сегодня законопроект о новом бюджете области прошел народную экспертизу. И теперь обозначенные в ходе «нулевого чтения» проблемы будут внимательно рассмотрены при подготовке проекта бюджета к решающему обсуждению в донском парламенте.