Ключевой темой сегодняшнего заседания донского парламента стало приведение в соответствие с обновленными федеральными нормами большой группы региональных законов, регулирующих деятельность публичной власти на Дону. Законодатели завершили масштабную работу, которую вели в этом направлении длительное время.
Новый федеральный закон был разработан в развитие положений, закрепленных в 2020 году поправками к Конституции России. С его принятием возникла необходимость уточнить конкретные нормы, регулирующие работу Законодательного собрания, губернатора и регионального правительства, а также муниципальных администраций и представительных органов.
Все нормы были сформулированы и собраны в шесть законопроектов и один проект постановления. Этими документами вносятся изменения в значительное количество региональных нормативных актов. Так, четко определено место органов местного самоуправления. Они теперь однозначно становятся частью системы публичной власти. А значит, общегосударственные решения будут в обязательном порядке реализовываться и на местном уровне. К тому обязывает принцип единства власти.
В то же время федеральные органы власти будут осуществлять свои полномочия на территории области во взаимодействии как с органами государственной власти региона, так и с муниципалитетами.
Поправки в Конституцию, как известно, определили более весомую роль Госсовета страны. Он теперь приобрел ярко выраженные координирующие функции, обеспечивая взаимодействие органов публичной власти. Отсюда последние получают право обращаться в Госсовет для согласования установленных Конституцией процедур и для разрешения разногласий между федеральными и региональными органами власти между регионом и муниципалитетами.
Упорядочены основные полномочия губернатора Ростовской области. В Устав области внесены положения, дающие главе региона право отрешать от должности глав муниципалитета и местной администрации. Он может также вынести им предупреждение, объявить выговор, обратиться в представительный орган с инициативой об отставке главы муниципального образования.
Еще одно важное изменение, внесенное в Устав, исключает положение о запрете занимать должность губернатора более двух сроков подряд. Одновременно уточнены основания для досрочного прекращения полномочий главы региона. Исключено такое основание, как отзыв губернатора избирателями. Поскольку теперь досрочное прекращение полномочий губернатора отнесено к исключительной компетенции президента страны, за донским парламентом остается только право выразить главе региона недоверие в ряде случаев, определенных законодательством.
Другими поправками в пакет законов о публичной власти уточнены порядок временного исполнения обязанностей губернатора и перечень основных полномочий регионального правительства. А поправки в областной закон «О Законодательном собрании Ростовской области» уточняют полномочия донского парламента, механизмы его работы и ответственность депутатов. Уточнен и перечень оснований для досрочного прекращения полномочий регионального парламента. В частности, распустить его может своим решением президент страны.
Расширен и список оснований для досрочного прекращения депутатских полномочий. Так, согласно поправкам в закон «О статусе депутата Законодательного собрания», теперь если депутат решит сменить свою партийную принадлежность или выйти из фракции, он может быть лишен депутатских полномочий. Предусмотрен и ряд других мер депутатской ответственности.
И еще одна важная новация. Измененный закон «О Законодательном собрании» меняет соотношение депутатских мандатов. Число депутатов, избираемых по одномандатным избирательным округам, увеличивается с 30 до 40, а число депутатов, избираемых по спискам кандидатов, выдвинутых партиями и другими избирательными объединениями, сокращается до 20. Тем самым снижается нагрузка на депутатов-одномандатников при работе в своих избирательных округах, которые станут компактнее. При прежнем соотношении округа оказывались недопустимо крупными. А кроме того, с увеличением числа одномандатников выборы приобретут более персонифицированный характер. Это будет лишь способствовать повышению личной ответственности депутата перед избирателями.
Как отметил А. Ищенко, вся многоплановая работа донского парламента в сфере законодательства о публичной власти преследовала одну цель – повысить эффективность решения задач в социальной и экономической сферах. Органы, входящие в единую систему публичной власти, не должны работать вразнобой, а действовать максимально слаженно и результативно. Единая система организации публичной власти – это одновременно и возрастающие ответственность, динамичность и управляемость любого уровня власти. Что обеспечивает цельность и эффективность реализации государственной политики.