Эти слушания, за которыми утвердилось название «нулевого чтения», являются неотъемлемой частью бюджетного процесса. Они узаконены Бюджетным кодексом и областным законодательством.
«Нулевое чтение»: интерес растет
Участники слушаний: представители органов власти, предприниматели, общественные активисты. Источник фото: Законодательное собрание Ростовской области.
Без «нулевого чтения» бюджет принят быть не может. Публичные слушания уже давно стали надежным инструментом поддержания сбалансированности всей бюджетной системы региона. Они помогают учесть интересы всех получателей бюджетных средств. И уже одно это обуславливает постоянно растущий общественный интерес к такой бюджетной процедуре.
Вот и сегодня участие в «нулевом чтении» приняли 372 человека. В прошлом году их было 257. Как всегда, среди участников слушаний можно было видеть депутатов различных уровней, министров регионального правительства, представителей муниципального сообщества, предпринимателей, членов областной Общественной палаты.
Все они включились в процесс работы над новым бюджетом еще на этапе подготовки к слушаниям. У каждого из них была возможность направлять собственные предложения и поправки в бюджетный законопроект. И такой возможностью они активно воспользовались: к основному докладчику – заместителю губернатора – министру финансов области Лилии Федотовой, к выступившим с содокладами отраслевым министрам регионального правительства поступило в общей сложности добрых три десятка вопросов и предложений.
Забегая вперед, отметим, что в ходе слушаний немало актуальных вопросов поступило от депутатского корпуса. Депутаты донского парламента Алексей Мисан, Ирина Потягова, Татьяна Иващенко, Вячеслав Василенко подняли темы качества бюджетного финансирования школ, больниц, дорожного хозяйства, внеся свои предложения по корректировке ряда бюджетных параметров.
Одни предложения были рассмотрены непосредственно в ходе слушаний, другие были перенаправлены в правительство, парламентский комитет по бюджету и в рабочую группу по подготовке бюджетного законопроекта. В ходе первого чтения бюджета, намеченного на 22 ноября, все они станут предметом дальнейшего обсуждения.
Донская общественность следит за работой над новым бюджетом с обостренным интересом еще и потому, что люди сегодня хотят понять, насколько бюджет учитывает теперешнюю ситуацию. Готов ли ответить на нынешние серьезнейшие вызовы? Способен ли главный финансовый документ области преодолеть весь геополитический и санкционный негатив, обрушившийся на нашу страну? Не отступит ли в таких условиях от своей традиционной социальной направленности?
Идеология бюджета остается неизменной
Заместитель губернатора – министр финансов области Лилия Федотова никаких сомнений на этот счет не оставила:
– Мы не изменяем своим приоритетам...
Приоритеты эти: выполнение в полном объеме социальных обязательств перед гражданами, реализация региональных проектов, направленная на достижение всех национальных целей развития, создание благоприятных условий для роста инвестиций. Следование им способно вывести область на принципиально новый уровень по всем важнейшим параметрам.
А локомотивом на этом пути в нынешних суровых условиях может и должна стать более активная господдержка предприятий ключевых отраслей донской экономики. И законопроект о бюджете, выполненный в полном соответствии с прогнозом социально-экономического развития области эту необходимость учитывает:
– Экономические показатели и индексы, заложенные в прогнозном плане, использованы при расчете бюджетных параметров...
Причем, в расчет параметров нового бюджета взяты уже уточненные буквально на днях прогнозные показатели. Оперативность, делающая честь разработчикам бюджета. Благодаря точному учету прогнозируемых тенденций в экономике и социальной сфере он остается эффективным инструментом решения важнейших задач развития. Л. Федотова отметила одну отличительную черту формируемого сегодня бюджета:
– В целом параметры областного бюджета на 2023 год уже значительно превышают показатели аналогичного проекта 2022 года…
Действительно: объем прогнозируемых доходов превышает 272 млрд рублей – против без малого 230,7 млрд, в первоначальном варианте действующего бюджета. Расходы достигают величины более 279 млрд (при первом чтении бюджета-2022 называлась сумма 230,9). Нынешний бюджет в своем первоначальном виде сформирован с семимиллиардным дефицитом. Что характерно: обеспеченным источниками покрытия.
Один из таких надежных источников – собственные доходы бюджета. В рассматриваемом законопроекте они превышают 198 млрд рублей. И имеют выраженную тенденцию к росту в прогнозируемых параметрах последующих двух лет. Таким образом, движение в сторону все более низкой дотационности сохраняется. И это еще одна бюджетная магистраль.
Каковы они, бюджетные приоритеты?
При этом на социальные нужды из общего количества запланированных ассигнований в том или ином виде отводится свыше 70 %. Достаточно взглянуть на общую картину расходов будущего бюджета и сопоставить их с планируемыми доходами, чтобы понять это. При примерных доходах бюджета в каждом из трех плановых лет соответственно в 272, 3, 279,2 и 235,4 млрд рублей расходы намечаются в суммах 279,6, 273,6 и 216,6 млрд.
Налицо общее сокращение расходов. Что, вероятно, неизбежно в нынешних не самых благоприятных финансово-экономических условиях. Но тут стоит уточнить: сокращаются любые другие расходы – только не социальные. Ведь не случайно же последние обусловлены национальными целями развития. Это прежде всего реализация прав на достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство. Это гарантированная выплата зарплаты работникам бюджетной сферы. Это реализация законодательно установленных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Это финансовое обеспечение социальной инфраструктуры. Вот эти приоритеты и лежат в основе сегодняшней донской бюджетной политики. Политики, в любых обстоятельствах остающейся социально направленной.
Л. Федотова обозначила некоторые инициативы, которые должны быть закреплены в новом бюджете. Они касаются налогового регулирования, финансирования льгот ряду категорий граждан, поддержки материнства и детства. Социальная направленность этих предложений очевидна. Но при этом солидную социальную нагрузку несет и инициатива по бюджетной обеспеченности устойчивости промышленных предприятий. Ведь на заводах и фабриках трудятся люди. На их плечах держится, их руками создается промышленное благополучие.
И Москва продолжает с пониманием относиться к такой политике. Оттого в областном минфине так уверенно планируют поступление в 2023 году дотаций из федерального бюджета в объеме 16 млрд рублей и трансфертов на сумму, превышающую 50 млрд.
Последнее опять же предназначается для поддержки донской социально-экономической сферы. Своевременная и важная в нынешних условиях поддержка. И она поможет области исполнить все свои социальные обязательства. В частности, увеличить расходы по оплате труда бюджетникам. Обеспечить индексацию зарплаты, по меньшей мере, на уровень инфляции. А она у нас, как известно, сегодня измеряется двузначными числами. Но требований известных майских указов президента никто не отменял. В том числе и в части роста зарплат, выплат социальных пособий, обеспечения соцобслуживания. Значит, поставленные задачи надо выполнять и дальше. Плюс продолжать развитие инфраструктуры. Вопреки всем обстоятельствам.
Вызовы в ответ на вызовы
На фоне идущих сегодня боевых действий запрос на четкую и взвешенную бюджетную политику более чем актуален. Не случайно председатель Законодательного собрания области Александр Ищенко особо подчеркнул безусловную необходимость финансового и материального обеспечения наших военнослужащих, принимающих участие в СВО. И в первую очередь тех, кто был мобилизован в области, а также и членов их семей.
В этом, в частности, по оценке А. Ищенко, и состоит специфика разрабатываемого ныне бюджета:
– Страна столкнулась с серьезнейшими вызовами. Политическими, экономическими. Вызовами оборонного характера. И безусловно бюджет каждого региона, и Ростовская область тут не исключение – нацелен на стабильное и успешное развитие государства с учетом всех современных вызовов...
А. Ищенко: "Бюджетный процесс - искусство равномерного распределения финансовых ожиданий"...
По оценке А. Ищенко, предпринимаемые областными властями усилия, помимо прочего, должны быть направлены на финансовое обеспечение выполнения наказов избирателей. Что, однако, не означает бюджетного иждивенчества на местах. А ведь ряд вопросов, прозвучавших в ходе публичных слушаний, именно такое иждивенчество демонстрировал. Просили областных денег даже на решение задач, входящих в круг полномочий муниципалитетов. Скажем, таганрожцы хотели бы создать в своем городе приют для бродячих собак, обеспечить ликвидацию несанкционированных свалок. И теперь просят на это денег из областного бюджета. А как же бюджет местный? Как местные полномочия?
Понятно, что не с таких позиций следует формировать областной бюджет. И не с таких позиций его можно наполнить. Способны это сделать, по убеждению А. Ищенко, только инициативные проекты, которые рождаются на местах:
– Закон о бюджете должен стать хорошей основой для выполнения всех задач, стоящих перед Ростовской областью…
А на это способен не статичный, а активно работающий документ. Таким и должен быть бюджет. К его качеству сегодня предъявляются особые требования. Исходя из них, и ведется работа над главным финансовым документом области, которая после сегодняшних публичных слушаний вступила в завершающую фазу.