После того, как неделю назад бюджетный законопроект прошел публичные слушания, называемые еще «нулевым чтением», и был обсужден на уровне парламентских комитетов и фракций, его вынесли на пленарное заседание донского парламента.
Состоявшееся здесь сегодня первое чтение – это лишь старт решающего этапа работы над бюджетом. Никакого окончательного и бесповоротного вердикта в ходе его не выносится. Намечается лишь контур той финансовой конфигурации, с которой области предстоит прожить три года.
Но если говорить об идеологии бюджета, то она четко оформляется уже на этапе «нулевого чтения». И на всех последующих этапах определяет вектор бюджетного процесса.
Многолетний фундамент идеологии донского бюджета составляет его социальная направленность. Как отметила заместитель донского губернатора – министр финансов области Лилия ФЕДОТОВА, социальные расходы областного бюджета составляют 66 %, или почти 199 млрд рублей:
– Это на 7,2 млрд рублей больше расходов бюджета на те же цели к первому чтению бюджета на 2023 год...
Больше всего средств в нынешнем проекте бюджета – почти 78 млрд рублей – предусмотрено на реализацию социальной политики. Впечатляют предлагаемые законопроектом размеры расходов на образование (74,8 млрд рублей) и здравоохранение (35,1 млрд рублей.).
Другой столп донской бюджетной политики – элемент развития, обязательно закладываемый в каждый бюджетный законопроект. На развитие работают средства, направляемые на дорожную деятельность, строительство и реконструкцию социальных объектов, объектов водоснабжения и водоотведения (на заседании были названы водоканализационные объекты в Аксае и Батайске) , а также на поддержку бизнеса и аграрного сектора.
В истории современного донского парламентаризма развитие предусматривалось практически всегда. Вот и теперь в вынесенном на первое чтение варианте главного финансового документа области «бюджет развития» составляет 24 % всех расходов, или 73,2 млрд рублей. По сравнению с действующим «бюджетом развития» заложен рост в 8,4 %.
Рост характерен для всех основополагающих бюджетных параметров. Так, к первому чтению доходы областного бюджета 2024 года намечены в сумме 284,6 млрд рублей. Это на 12,2 млрд рублей больше по сравнению с первым чтением бюджета на 2023 год. Расходы, чья сумма составляет 300,2 млрд, вырастают на 7,4 %, или на 20,6 млрд рублей.
Такой рост можно считать производной от роста собственных доходов. Проект нового областного бюджета, как и ряд предшествующих бюджетов, отличает низкая дотационность. Собственные доходы областного бюджета должны расти и дальше. Сегодня они прогнозируются в объеме 228,7 млрд рублей с ростом к первому чтению бюджета на 2023 год на 15,3 %.
Однако оппозицию предложенные бюджетные параметры не слишком впечатлили. Выступивший в ходе обсуждения законопроекта лидер парламентской фракции КПРФ Алексей МИСАН предложил еще более усилить социальную составляющую расходных статей. Напомнил и о необходимости обеспечить, наконец, «детей войны» – положение, давно уже составляющее сердцевину требований депутатов-коммунистов в области финансовой политики.
Требования в идеале возражений не вызывают. Другой вопрос, насколько соотносятся они с нынешней экономической и финансовой реальностью. Отвечая оппоненту от имени «партии власти», первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей ХАРЧЕНКО отметил, что при формировании проекта нового бюджета минфин и рабочая группа донского парламента исходила из реальных возможностей региона:
–Увеличение доходной и расходной части говорит о том, что Ростовская область свои возможности улучшает. Донская экономика, несмотря на всем известные внешние факторы, адаптировалась к новым реалиям, работает в плюс. Это позволяет прирастать и бюджету Ростовской области...
По оценке А. Харченко, принимавшего непосредственное участие в работе над бюджетным законопроектом, на Дону удалось выстроить баланс между финансированием важнейших социальных задач и вложениями в дальнейшее инфраструктурное развитие.
Разумеется, ко второму чтению, которое намечено на 14 декабря, все бюджетные параметры, скорее всего, заметно изменятся в большую сторону. В частности, должны быть учтены средства федерального бюджета. Уже утвержденные Госдумой, они вскоре начнут поступать в область. Пока же нынешнее состояние проекта нового бюджета можно сравнить со стройвариантом. Стены имеются, контур закрыт, коммуникации подведены. Но предстоит тщательная отделка. Чем депутаты должны заняться практически сразу же после пленарного заседания.
Но повторим: основы бюджета заложены, структура расходов сохранена. Бюджет может и должен отвечать возлагаемым на него ожиданиям.