Депутаты согласились с предложенными парламентским комитетом по бюджету поправками и приняли доработанный вариант бюджета.
Как и следовало ожидать, ко второму чтению бюджетные параметры заметно изменились. Учтены многие предложения муниципалитетов, областных ведомств, депутатов. Те 75 поправок, что были внесены в доработанный вариант законопроекта, учли рос ресурсной базы бюджета. Выросли как планируемые доходы, так и расходы. Заново оценены темпы и тренды экономического развития. В расчет принята и сохраняющаяся тенденция роста собственных доходов. Все это дало заместителю губернатора – министру финансов области Лилии Федотовой основания отметить:
– Бюджет сохраняет высокий запас прочности. И создает новые возможности для устойчивого регионального развития…
В ходе доработки законопроекта разработчики бюджета не стали отклоняться от испытанной временем методики формирования главного финансового документа области. Неизменной осталась и идеология бюджета, ставящая во главу угла социальную составляющую.
Таким образом, ко второму чтению прогнозируемые доходы областного бюджета-2024 выросли на 42,9 млрд рублей, составив 327,5 млрд. Выросла и расходная часть. Теперь ее предложено утвердить в размере 336,8 млрд рублей. Разница с первым чтением – 36,5 млрд. Как видим, бюджет сформирован с дефицитом. Но его размеры не выходят за рамки нормативов Бюджетного кодекса. К тому же в проекте бюджета отчетливо просматриваются источники его погашения. Иными словами, механизм управления бюджетным процессом создан, и он вполне работоспособен.
Больше всего дополнительных средств предназначено для областных министерств ЖКХ и строительства (+7,6 млрд рублей каждому), общего и профессионального образования (+7,0 млрд.). Дополнительные 3,3 млрд рублей предлагается ассигновать министерству транспорта. Для министерства культуры в доработанном варианте бюджетного законопроекта предлагается выделить дополнительно 1,9 млрд рублей. Расходы по министерству физкультуры и спорта ко второму чтению увеличились на 1,8 млрд рублей, по министерству здравоохранения – на 1,6 млрд.
Дополнительные средства предусматриваются на завершение строительства и ремонта ряда социальных объектов, на переселение семей из аварийного жилья, на обеспечение жильем детей-сирот, на строительство и реконструкцию водоканализационного хозяйства и на другие социально значимые цели.
И что особенно важно: сохраняется и укрепляется такое ядро бюджета, каким всегда является бюджет развития. В нынешних более чем непростых экономических условиях это имеет принципиальное значение. Так же, как принципиально важно сохранение сбалансированности бюджета, который при всех смелых финансовых решениях ориентирован на то, чтобы жить по средствам. Так же, как важную роль играет четкое распределение бюджетных приоритетов.
В отношении последних у представителей парламентских партий сложились собственные представления. Так, депутат от «Справедливой России» Борис Вальтер обратил внимание коллег на более чем назревшую проблему подтопления Батайска. Эту тему, как известно, не раз поднимало «Наше время». И сегодня отрадно было услышать от губернатора Василия Голубева обещание заняться проблемой водопонижения в этом городе-спутнике южной столицы вплотную. В том числе обещал губернатор и навести должный порядок в застройке левобережной части Ростова, что серьезно влияет на гидрологическую ситуацию в низинном Батайске.
Лидер фракции КПРФ Алексей Мисан призвал более реалистично оценивать инфляционные процессы, отказаться от практики освоения бюджетных средств любой ценой в ущерб решению назревших проблем. Не забыл оратор и об известной и излюбленной коммунистами проблеме «детей войны». Возможно, такая похвальная настойчивость со временем увенчается успехом. К сожалению, в своем выступлении А. Мисан оперировал рядом произвольных данных, что снизило эффект от его предложений.
Выступая от фракции «Единой России», первый заместитель председателя Законодательного собрания – руководитель комитета по бюджету Андрей Харченко сделал акцент на сбалансированном характере бюджетного законопроекта. По его оценке, параметры бюджета-2024 позволяют исполнять социальные обязательства перед жителями Дона и одновременно продолжать последовательно развивать экономику региона.
Поддержав такую оценку, председатель Законодательного собрания Александр Ищенко отметил, что хотя за один бюджетный цикл невозможно в полном объеме все задачи, предпосылки к эффективному их решению создаются. В том числе и только что принятым законодателями бюджетом.
Сегодняшнее четвертое заседание Законодательного собрания стало последним в уходящем году. А. Ищенко подвел краткие итоги парламентского года:
– Этот год стал исключительно важным для нашей страны. Проходя сквозь испытания, Россия становится сильнее. Крепнет и донской регион Донская промышленность, аграрный сектор, бизнес успешно адаптировались к изменившимся реалиям, добившись достойных показателей роста…
Донские парламентарии за это время собирались на пленарные заседания 12 раз. Принято 186 областных законов и 470 постановлений Законодательного собрания, 11 донских законодательных инициатив получили одобрение и развитие на федеральном уровне. Стержнем парламентской работы стало выполнение задач, поставленных в ежегодном послании президента.
Эстафету работы от парламентариев шестого созыва приняли их нынешние коллеги. Сохранено все ценное, что наработано предыдущим составом донского парламента. Активно развивался диалог с другими ветвями власти, гражданским обществом региона. Донские депутаты активно включились в работу по поддержке участников СВО, осуществляя ее как материально так и законодательным путем. Сохранялась и развивалась социальная составляющая парламентской работы.
Впереди новый год. Очевидно, что он будет наполнен политическими событиями, определяющими судьбу страны. Первое из них произойдет уже в марте, когда в России пройдут президентские выборы. Своего рода прологом к ним можно считать прямую линию президента. Она началась спустя час после того, как в Ростове закончилось заседание донского парламента. По тому, как перекликались темы и вопросы, поднятые в ходе этих двух событий – регионального и общероссийского, – можно сделать вывод: Ростовская область продолжает жить в едином ритме со всей страной.