В ходе почти трехчасовой ежегодной пресс-конференции глава региона подвел итоги социально-экономического развития области в минувшем году и ответил на несколько десятков вопросов журналистов. Их на пресс-конференцию было аккредитовано без малого 120 человек.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Как посмотреть да посравнить…
Как обычно, Василий Голубев обозначил основные рубежи, на которые вышла область в 2023 году. Ее валовый региональный продукт (ВРП), по предварительным данным, вырос на 2% — до 2,3 трлн рублей, Индекс промышленного производства в январе-ноябре 2023 года вплотную приблизился к 106%. На 6% выросло сельхозпроизводство. В 2023 году вновь собран рекордный урожай, выросло производство мяса и молока. К сожалению, упало производство яиц, и этот вопрос сегодня становится предметом заботы правительства. Инвестиции по итогам 9 месяцев минувшего года предварительно должны превысить 420 млрд рублей. Таким образом, донской край в числе 13 российских регионов, демонстрирует положительную динамику привлечения инвестиций.
– Нам удалось не только противостоять вызовам, но и заложить основу для качественных изменений, обеспечив в условиях сохраняющегося санкционного давления развитие высокотехнологичных отраслей, рост экспорта и инноваций, – резюмировал губернатор.
Расставляя приоритеты
Ответы на вопросы ряда журналистов позволили главе региона на конкретных примерах раскрыть тему основных направлений работы правительства области. Приоритет отдается импортозамещению и сохранению деятельности ряда предприятий в условиях ухода их иностранных собственников.
ОЭЗ "Ростовская" - один из приоритетных экономических проектов минувшего года.
Прозвучали такие хорошо знакомые жителям Дона названия, как ГК «Бештау», специализирующаяся на производстве отечественной электроники и компьютерной техники, заводы «Технониколь» и «Гардиан стекло Ростов», сменившие иностранных собственников на российских, но не остановившие производство, а только расширившие его номенклатуру.
Новый импульс развитию донской экономики способно придать и создание особой экономической зоны (ОЭЗ) «Ростовская» в Новочеркасске. В минувшем году для формирования этой уникальной локации было сделано многое. ОЭЗ должна послужить привлечению инвестиции, созданию рабочих мест, новых секторов производства. В конечном итоге все это должно простимулировать развитие малого и среднего бизнеса. Причем, бизнеса, отчетливо ориентированного на производство.
Другая заметная тема, влияющая на положение и развитие Ростовской области, – состояние шахтерских территорий. И, в частности, проблема расселения жильцов ветхих и аварийных домов. В. Голубев, отвечая на вопрос журналистов из Шахт, заметил: положительная динамика в решении этой проблемы присутствует. Многое упирается в деньги. Но пути решения проблемы ищутся. И не только финансовые, но и технологические – как в случае с расселением блочных домов. Технология реновации таких построек имеется, и областные власти готовы ее применять.
Значительная часть вопросов поступила от журналистов муниципальных СМИ. Вопросы затронули практически весь спектр экономического и социального развития региона. Так, губернатора спрашивали о программе преображения донских городов – губернатор пообещал, что после модернизируемого сейчас Таганрога перемены коснутся Новочеркасска. Интересовались путями развития промышленности и АПК, о ситуации в области в свете проходящей достаточно близко специальной военной операции. Имелись в виду, в первую очередь, проблемы обеспечения безопасности. На что губернатор заверил, что эти вопросы держатся на постоянном контроле.
Критерии пригодности
Как и ожидалось, комплиментарный настрой вопросов угас достаточно быстро. Вслед за чем настало время вопросов более острых. Тон здесь задали наши коллеги из ТРК «Дон-ТР», поинтересовавшиеся у главы региона, как он оценивает деятельность нынешней администрации южной столицы. Свою оценку задавшая этот вопрос Ангелина Галич скрывать не стала:
– Так плохо в городе еще не было. Хозяина в Ростове нет…
Обратная сторона Ростова.
В принципе возражений против такой оценки у губернатора не нашлось. В. Голубев напомнил о своих критериях оценки деятельности административной команды на местах. Это состояние дорог, чистота улиц, расторопность чиновников:
– Если команда администрации Ростова способная соответствовать таким критериям, шансы у нее есть…
Пока же муниципалитеты получили команду: максимально используя выпавшее сегодня теплое февральское окно, активно провести ямочный ремонт.
Если же вникать в дорожную тему дальше, то качеством работы дорожников губернатор удовлетворен далеко не полностью. За опорную сеть дорог В. Голубев спокоен: она поддерживается в нормативном состоянии. А вот сеть межмуниципальных дорог требует перемен. Динамика содержания здесь должна нарастать:
– Люди правы в своих оценках. И должные выводы мы делать будем...
Слагаемые безопасности
Разумеется, журналистов интересовало, как складываются отношения области с новыми российскими регионами. В ходе разговора на эту тему вышли на проблемы развития сотрудничества в рамках содружества «Донбасс», Созданное совсем недавно, оно уже стало действенным инструментом общего развития. Автобусное и железнодорожное сообщение, дорожное строительство, планы преображения Приазовья – это лишь малая часть направлений совместного движения вперед:
– У нас имеются впечатляющие перспективы сотрудничества. Эти перспективы реальны и достижимы. А значит, к ним надо двигаться…
Содружество "Донбасс" усиливает регионы.
Не могла не прозвучать тема СВО. Для фактически прифронтового региона, каким является Ростовская область, она, без преувеличения приоритетная. И с точки зрения обеспечения безопасности, что, по словам губернатора, ставится во главу угла. И с точки зрения поддержки участников спецоперации и членов их семей.
Проблемами безопасности В. Голубев, по его словам, занимается ежедневно. Причем, рассматривает вопрос шире, чем, так сказать прифронтовая безопасность. Хотя здесь как раз налажено отдельное взаимодействие с военными структурами. Немало делается для укрепления бдительности. Но в центре внимания остаются и вопросы обеспечения технологической, медицинской безопасности. Возможно, в дальнейшем будет создан специализированный центр, который бы охватывал проблему обеспечения безопасности во всех ее аспектах.
…и другие водоплавающие
Большая группа вопросов традиционно охватывала проблемы экологии. И в частности, проблемы, связанные с подтоплением многих территорий. Причем, таких территорий становится все больше, и затапливаются они с каждым разом все интенсивнее.
Картина, для сегодняшней поры, увы, типичная.
По оценке губернатора, ситуация с нынешним подтоплением была вполне предсказуема. Обилие влаги минувшей осенью служило тому залогом. И продолжает оставаться главным фактором опасности. Положение В. Голубев охарактеризовал как весьма напряженное:
– Я сегодня получаю регулярные доклады о гидрологической обстановке. Но повода для введения режима ЧС нет. Другое дело, что надо готовиться к возможному обострению весной паводковой ситуации…
Батайск очень хотел бы получить 40 млн рублей на решение проблем подтопления. И добавить собственные 10 млн. Главное, чтобы область помогла.
– Область обязательно поможет, – заверил В. Голубев. – Решение состоялось. Значит, в мае можно будет приступить к решению проблемы водопонижения в Батайске…
На трамвае – с ветерком
Транспортная тема была представлена вопросом о ростовском трамвайном проекте. Будет ли обновленный ростовский трамвай скоростным?
Самый масштабный в России "ростовский трамвайный проект" реализуется непросто.
Этот вопрос, по словам губернатора, он держит на постоянном контроле. По мере реализации проекта возникают многочисленные сложности. Так, в ряде мест может потребоваться полная замена коммуникаций. Но курса на реализацию именно скоростного проекта это не отменяют. В то же время ростовский рельеф требует нетривиальных технических решений. В частности, возникает вопрос о строительстве специального трамвайного моста параллельно с мостом Стачки.
А в целом трамвайный проект стоимостью примерно 60 млрд рублей – один и крупнейших в России проектов подобного рода:
– Это даже дороже, чем проект «Платова». Но отказываться от скоростного трамвая мы не намерены…
Как и от модернизации транспортной системы в других донских городах. Этот вопрос, по оценке губернатора, определяет лицо каждой отдельной территории и облик всего региона.
Дела коммунальные
Новошахтинцев беспокоит проблема вывоза мусора. Его в этом городе вывозят даже не каждую неделю. Как воздействовать на регионального оператора? Губернатор заверил: имеющиеся рычаги воздействия использовать можно. Но пока оператору дадут необходимые технические средства. Если не сумеет ими верно воспользоваться, тогда и будут пущены в действие упомянутые рычаги.
В минувшем году жители Зернограда страдали от безводья. Источник фото: 1rnd.ru.
Зерноград ждет гарантий устойчивого водоснабжения. И такие гарантии губернатор дал. По его словам, держать людей на голодном водном пайке недопустимо. Оттого все необходимые работы будут проведены.
Как видим, пустых местечковых вопросов на нынешней пресс-конференции не было. Более того: прозвучало немало так называемых неудобных вопросов. Донская пресса смогла продемонстрировать свое понимание сути важнейших вопросов развития региона и свою заинтересованность в их реализации.
Но недаром «реализация» одного корня со словом «реальность». Работая над перспективными проектами, важно от такой реальности не отрываться. Можно сказать, что дух реальности донские журналисты сумели сегодня принести в зал губернаторской пресс-конференции. Что определенно можно считать позитивным моментом для прессы и полезным для власти.