Дата публикации:
7 апр 2024 г.
В январе 2001-го ученый совет, командование Ростовского юридического института МВД России приняли решение направить в Будапешт на Международный семинар «Полиция и СМИ» главного редактора института, то бишь автора этих строк.
1420
– …Поменьше говорить, побольше слушать! – напутствовали начальник института и его зам по учебной части. – Особое внимание следует обратить на условия получения гранта Международного благотворительного фонда Сороса (признан нежелательной организацией в России). Но делать это надо ненавязчиво, как бы между прочим, в кулуарных беседах. И упаси вас бог выступать с какими бы то ни было инициативами на данную тему, тем более подписывать предлагаемые документы, договоры.
Хотя ряд вузов уже получили такие гранты… Да, и вот еще – не ввязывайтесь ни в какие конфликтные ситуации. Там вам не Россия. И их полицейские абсолютно не доброжелательны по отношению к нам, россиянам. Словом, думаю, вам понятна модель поведения в предстоящих контактах…
На инструктаже в ГУК МВД РФ. Москва. Слева направо: полковники В. Назаров, И. Шушкевич, А. Ступницкий.
Представлять интересы России на семинаре доверили мне и полковнику милиции Александру Ступницкому из Ставрополя.
…Полет в восточно-европейскую страну, в недалеком прошлом – народной демократии, а с 1999 года члена НАТО, проходил нормально. Как вдруг стали нервничать члены экипажа, засуетились стюардессы. Пассажиры животами почувствовали экстренную посадку. А до Будапешта еще было, как говорится, лететь и лететь…
Истинную причину этой незапланированной остановки в Вене мы так и не узнали. Билеты нам закомпостировали безо всяких проволочек. А вот разгуливать в аэропорту австрийской столицы дозволили лишь в скупо очерченной резервации: встал со своего кресла в зале ожидания, взял в руки саквояж и бочком-бочком к посадочному рукаву соответствующего номера рейса. И не дай бог тебе оступиться – сразу станешь нарушителем госграницы…
Несмотря на противостояние албанцев и югославов, инструктор Академии полиции Албании Г. Ханари (в центре) изъявил страстное желание сфотографироваться с коллегами из России. Будапешт.
А жаль. Очень уж хотелось взглянуть на город, в котором в 1947-м отец закончил свой шестилетний боевой путь во второй мировой… Но нарушать каноны международного права по вполне понятным причинам было нельзя.
Постепенно наш затянувшийся полет приобрел статус «ночного» вместо планировавшегося «вечернего»… Соответственно, и прибытие в венгерскую столицу произошло уже далеко за полночь. И с этой минуты стала ощущаться серьезная финансовая поддержка мероприятия его спонсором Дж. Соросом.
Профессор А. Блуд (второй слева) с представителями России, Литвы, Грузии и Армении. Будапешт.
Едва мы назвали два ключевых слова «CEU» (Центрально-Европейский университет) - (запрещен в России) и «COLPI» (Институт конституционной и правовой политики) - (запрещен в России), как сразу же несколько доброжелательно настроенных венгров ринулись объяснять нам – вот, мол, стоянка «минибусов» – маленьких автобусов типа наших маршрутных такси. Надо немного подождать – рейсы еще будут, несмотря на поздний час.
Но долгих ожиданий не случилось. Подъехала легковушка, из которой бодро вышел невысокого росточка солидный гражданин и, услышав нашу русскую речь, подошел, представляясь на ходу:
Автор этих строк с первым секретарем посольства России в Венгрии Н. Амбросием. Будапешт.
«…Амбросий Николай Константинович – первый секретарь посольства России в Венгрии. Мне поручено курировать ваш визит в венгерскую столицу. Прошу ко мне в машину».
По дороге российский дипломат вкратце рассказал нам историю Будапешта, CEU, СOLPI… Осторожно, как-то вскользь, поинтересовался нашими планами: чего мы ждем от участия в этом семинаре? Памятуя о наставлениях руководства института, я больше слушал. Александр Иванович, напротив, оказался более разговорчив. Но тоже – сказал много, а на выходе конкретной информации никакой.
– Понятно! – едва заметно улыбнувшись, заметил дипломат. – Инструктаж вы прошли неслабый.
Нынешний семинар – очередная попытка навязать всем западные, а если точнее – англо-саксонские ценности, образ жизни, видение тех или иных проблем. А заодно прощупать слабые звенья в нашем подходе к их решению. И все это – на фоне широко рекламируемого сервиса высшего уровня. Впрочем, сами все увидите…
И этот сервис не заставил себя ждать. Все работники университетской гостиницы-отеля, казалось, как будто и не спали, а только и ждали нашего прибытия. Радушно встретили очередную «партию» участников семинара, разместили в люкс-номерах с кондиционерами, душевыми кабинками, холодильниками, цветными телевизорами и прочими прелестями, выполнявшими, скорее, агитационно-пропагандистские задачи, в плане того, как «у нас тут все замечательно, не то что там у вас». Заглянул в душевую. Там тоже все, что называется, в ажуре. Три функционально разных полотенца, полный комплект туалетных принадлежностей, включая влажные салфетки и проч., проч. На всем стоял фирменный знак «CEU» – детища Дж. Сороса, являвшегося пожизненным попечителем университета. И прилагалась памятка, что все это одноразового использования. А после этого разового использования, уходя из номера, следовало все побросать на пол, чтобы техперсонал поутру все заменил новыми предметами. Тут же и сенсорные краны в умывальниках, бывшие в то время еще самой настоящей экзотикой у нас, и входные двери на магнитных замках…
Все это, конечно, поражало своей необычностью. И вместе с тем становилось грустно – дешево же нас хотят втянуть в процесс «перекачки мозгов». Но предупрежден – значит, вооружен. Тем более памятуя о самой главной рекомендации – поменьше говорить и побольше слушать.
Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Украина, Чехия, Албания, Монголия, ряд других стран постсоцлагеря и новорожденных государств на постсоветском пространстве прислали по приглашению на семинар по одному-два представителя. А «перековывать» этот, прямо скажем, однобокий межнациональный контингент было поручено исполнительному директору института конституционной и правовой политики (COLPI) профессору Ари Блуду.
Профессор Блуд был высоким, со спортивно-армейской выправкой и проницательным взглядом человеком явно не рядовой категории, что позже подтвердило наши предположения. И естественным образом возникал вполне закономерный вопрос: кто вы, доктор Блуд?
Семинар проходил в просторных, хорошо освещенных аудиториях, оборудованных всем необходимым.
Международный полицейский форум завершался в знаменитых пивных подвалах старого Будапешта под чарующие звуки скрипки.
Учебные модули, предлагаемые нам для обсуждения, выглядели, как мне показалось, довольно примитивными. Типа… Полицейский, идя после отпуска, увидел, что бандит ударил ножом прохожего, и попытался скрыться с места преступления. Как поступит полицейский? И три варианта ответа. В первую очередь: – окажет медпомощь раненому прохожему; – организует погоню за преступником; – сообщит о происшедшем в полицейский участок. (А недавно в интернете проскочил сюжет, в котором школьнику при тестировании задали примерно такой же вопрос: загорелся ваш дом, кого вы будете спасать в первую очередь – маму или личные сбережения?)… И в таком духе была построена работа всего семинара, отношение к содержательной стороне которого было отнюдь не одинаковым. Молодые, к коим можно было отнести инструктора Академии полиции Албании Г. Ханари, внимательно слушали и тщательно записывали преподносимые западные постулаты. Солидные же участники семинара, как например, вице-ректор Академии полиции Латвии генерал-лейтенант полиции Ария Мейкалиша, предпочитали вести беседы вполголоса с рядом сидящими старшими офицерами из разных стран. А «педагоги» наши, в лице довольно молодых голландских и прибалтийских дам, изо всех сил старались убедить нашу аудиторию в преимуществах их архитектуры построения взаимодействия полиции со СМИ по сравнению с наработанным опытом, имевшимся в бывших странах народной демократии и постсоветских республиках…
Сертификат участника международного полицейского семинара ростовчанину В. Назарову вручает профессор А. Блуд. Будапешт.
Последний день работы семинара начался с вручения сертификатов участника международного полицейского семинара, что должно было означать нашу готовность работать по учебным модулям богатенького дядюшки Джорджа.
Вечер того же дня был посвящен просмотру впечатляющего голографического шоу в небе над Будапештом и посещению одного из знаменитых венгерских пивных дегустационных залов с небольшим застольем, в ходе которого профессор Блуд, под чарующие звуки скрипки, чуть было не «раскрыл карты» – кто он на самом деле, по неосторожности начав свой тост словами: «Пожалуй, я один среди вас не полицейский…».
– О-па! – почти одновременно вырвалось у нас с Александром Ивановичем. – А кто же вы тогда, доктор Блуд?..
…Назад в университетскую гостиницу-отель возвращались на фирменном университетском автобусе с таким же логотипом «CEU», как и все остальное хозяйство г-на Сороса. Неожиданно машина остановилась, и профессор с двумя украинскими участниками семинара, несмотря на довольно поздний час, попрощавшись, выскочили из автобуса.
– Куда это они? – спрашиваю у Ступницкого, сидевшего в непосредственной близости от убывших.
– Куда-куда? – усмехнулся Александр Иванович. – В ночной стриптиз-бар…
?!
Улетал из Будапешта в родной Ростов-на-Дону с ощущением невыполненного задания. Однако, доложив руководству о прибытии, вдруг услышал совершенно неожиданное и оптимистичное: «Напротив, иного результата мы и не планировали. Спасибо за работу. Отчет сдайте начальнику учебного отдела…».
Сегодня же, видя множество «бархатных и цветных революций», совершенных на деньги вышеупомянутого «мецената», их печальные последствия, и вовсе считаю: слава богу, что не занесли в наш вуз соросовскую «бациллу»…
Прощальный снимок организаторов и участников международного семинара полицейских. Будапешт.
Владимир Назаров, полковник внутренней службы в отставке, главный редактор РЮИ МВД РФ,1995–2009 гг.
Хотя ряд вузов уже получили такие гранты… Да, и вот еще – не ввязывайтесь ни в какие конфликтные ситуации. Там вам не Россия. И их полицейские абсолютно не доброжелательны по отношению к нам, россиянам. Словом, думаю, вам понятна модель поведения в предстоящих контактах…
На инструктаже в ГУК МВД РФ. Москва. Слева направо: полковники В. Назаров, И. Шушкевич, А. Ступницкий.
Представлять интересы России на семинаре доверили мне и полковнику милиции Александру Ступницкому из Ставрополя.
…Полет в восточно-европейскую страну, в недалеком прошлом – народной демократии, а с 1999 года члена НАТО, проходил нормально. Как вдруг стали нервничать члены экипажа, засуетились стюардессы. Пассажиры животами почувствовали экстренную посадку. А до Будапешта еще было, как говорится, лететь и лететь…
Истинную причину этой незапланированной остановки в Вене мы так и не узнали. Билеты нам закомпостировали безо всяких проволочек. А вот разгуливать в аэропорту австрийской столицы дозволили лишь в скупо очерченной резервации: встал со своего кресла в зале ожидания, взял в руки саквояж и бочком-бочком к посадочному рукаву соответствующего номера рейса. И не дай бог тебе оступиться – сразу станешь нарушителем госграницы…
Несмотря на противостояние албанцев и югославов, инструктор Академии полиции Албании Г. Ханари (в центре) изъявил страстное желание сфотографироваться с коллегами из России. Будапешт.
А жаль. Очень уж хотелось взглянуть на город, в котором в 1947-м отец закончил свой шестилетний боевой путь во второй мировой… Но нарушать каноны международного права по вполне понятным причинам было нельзя.
Постепенно наш затянувшийся полет приобрел статус «ночного» вместо планировавшегося «вечернего»… Соответственно, и прибытие в венгерскую столицу произошло уже далеко за полночь. И с этой минуты стала ощущаться серьезная финансовая поддержка мероприятия его спонсором Дж. Соросом.
Профессор А. Блуд (второй слева) с представителями России, Литвы, Грузии и Армении. Будапешт.
Едва мы назвали два ключевых слова «CEU» (Центрально-Европейский университет) - (запрещен в России) и «COLPI» (Институт конституционной и правовой политики) - (запрещен в России), как сразу же несколько доброжелательно настроенных венгров ринулись объяснять нам – вот, мол, стоянка «минибусов» – маленьких автобусов типа наших маршрутных такси. Надо немного подождать – рейсы еще будут, несмотря на поздний час.
Но долгих ожиданий не случилось. Подъехала легковушка, из которой бодро вышел невысокого росточка солидный гражданин и, услышав нашу русскую речь, подошел, представляясь на ходу:
Автор этих строк с первым секретарем посольства России в Венгрии Н. Амбросием. Будапешт.
«…Амбросий Николай Константинович – первый секретарь посольства России в Венгрии. Мне поручено курировать ваш визит в венгерскую столицу. Прошу ко мне в машину».
По дороге российский дипломат вкратце рассказал нам историю Будапешта, CEU, СOLPI… Осторожно, как-то вскользь, поинтересовался нашими планами: чего мы ждем от участия в этом семинаре? Памятуя о наставлениях руководства института, я больше слушал. Александр Иванович, напротив, оказался более разговорчив. Но тоже – сказал много, а на выходе конкретной информации никакой.
– Понятно! – едва заметно улыбнувшись, заметил дипломат. – Инструктаж вы прошли неслабый.
Нынешний семинар – очередная попытка навязать всем западные, а если точнее – англо-саксонские ценности, образ жизни, видение тех или иных проблем. А заодно прощупать слабые звенья в нашем подходе к их решению. И все это – на фоне широко рекламируемого сервиса высшего уровня. Впрочем, сами все увидите…
И этот сервис не заставил себя ждать. Все работники университетской гостиницы-отеля, казалось, как будто и не спали, а только и ждали нашего прибытия. Радушно встретили очередную «партию» участников семинара, разместили в люкс-номерах с кондиционерами, душевыми кабинками, холодильниками, цветными телевизорами и прочими прелестями, выполнявшими, скорее, агитационно-пропагандистские задачи, в плане того, как «у нас тут все замечательно, не то что там у вас». Заглянул в душевую. Там тоже все, что называется, в ажуре. Три функционально разных полотенца, полный комплект туалетных принадлежностей, включая влажные салфетки и проч., проч. На всем стоял фирменный знак «CEU» – детища Дж. Сороса, являвшегося пожизненным попечителем университета. И прилагалась памятка, что все это одноразового использования. А после этого разового использования, уходя из номера, следовало все побросать на пол, чтобы техперсонал поутру все заменил новыми предметами. Тут же и сенсорные краны в умывальниках, бывшие в то время еще самой настоящей экзотикой у нас, и входные двери на магнитных замках…
Все это, конечно, поражало своей необычностью. И вместе с тем становилось грустно – дешево же нас хотят втянуть в процесс «перекачки мозгов». Но предупрежден – значит, вооружен. Тем более памятуя о самой главной рекомендации – поменьше говорить и побольше слушать.
Российская Федерация, Азербайджан, Армения, Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Украина, Чехия, Албания, Монголия, ряд других стран постсоцлагеря и новорожденных государств на постсоветском пространстве прислали по приглашению на семинар по одному-два представителя. А «перековывать» этот, прямо скажем, однобокий межнациональный контингент было поручено исполнительному директору института конституционной и правовой политики (COLPI) профессору Ари Блуду.
Профессор Блуд был высоким, со спортивно-армейской выправкой и проницательным взглядом человеком явно не рядовой категории, что позже подтвердило наши предположения. И естественным образом возникал вполне закономерный вопрос: кто вы, доктор Блуд?
Семинар проходил в просторных, хорошо освещенных аудиториях, оборудованных всем необходимым.
Международный полицейский форум завершался в знаменитых пивных подвалах старого Будапешта под чарующие звуки скрипки.
Учебные модули, предлагаемые нам для обсуждения, выглядели, как мне показалось, довольно примитивными. Типа… Полицейский, идя после отпуска, увидел, что бандит ударил ножом прохожего, и попытался скрыться с места преступления. Как поступит полицейский? И три варианта ответа. В первую очередь: – окажет медпомощь раненому прохожему; – организует погоню за преступником; – сообщит о происшедшем в полицейский участок. (А недавно в интернете проскочил сюжет, в котором школьнику при тестировании задали примерно такой же вопрос: загорелся ваш дом, кого вы будете спасать в первую очередь – маму или личные сбережения?)… И в таком духе была построена работа всего семинара, отношение к содержательной стороне которого было отнюдь не одинаковым. Молодые, к коим можно было отнести инструктора Академии полиции Албании Г. Ханари, внимательно слушали и тщательно записывали преподносимые западные постулаты. Солидные же участники семинара, как например, вице-ректор Академии полиции Латвии генерал-лейтенант полиции Ария Мейкалиша, предпочитали вести беседы вполголоса с рядом сидящими старшими офицерами из разных стран. А «педагоги» наши, в лице довольно молодых голландских и прибалтийских дам, изо всех сил старались убедить нашу аудиторию в преимуществах их архитектуры построения взаимодействия полиции со СМИ по сравнению с наработанным опытом, имевшимся в бывших странах народной демократии и постсоветских республиках…
Сертификат участника международного полицейского семинара ростовчанину В. Назарову вручает профессор А. Блуд. Будапешт.
Последний день работы семинара начался с вручения сертификатов участника международного полицейского семинара, что должно было означать нашу готовность работать по учебным модулям богатенького дядюшки Джорджа.
Вечер того же дня был посвящен просмотру впечатляющего голографического шоу в небе над Будапештом и посещению одного из знаменитых венгерских пивных дегустационных залов с небольшим застольем, в ходе которого профессор Блуд, под чарующие звуки скрипки, чуть было не «раскрыл карты» – кто он на самом деле, по неосторожности начав свой тост словами: «Пожалуй, я один среди вас не полицейский…».
– О-па! – почти одновременно вырвалось у нас с Александром Ивановичем. – А кто же вы тогда, доктор Блуд?..
…Назад в университетскую гостиницу-отель возвращались на фирменном университетском автобусе с таким же логотипом «CEU», как и все остальное хозяйство г-на Сороса. Неожиданно машина остановилась, и профессор с двумя украинскими участниками семинара, несмотря на довольно поздний час, попрощавшись, выскочили из автобуса.
– Куда это они? – спрашиваю у Ступницкого, сидевшего в непосредственной близости от убывших.
– Куда-куда? – усмехнулся Александр Иванович. – В ночной стриптиз-бар…
?!
Улетал из Будапешта в родной Ростов-на-Дону с ощущением невыполненного задания. Однако, доложив руководству о прибытии, вдруг услышал совершенно неожиданное и оптимистичное: «Напротив, иного результата мы и не планировали. Спасибо за работу. Отчет сдайте начальнику учебного отдела…».
Сегодня же, видя множество «бархатных и цветных революций», совершенных на деньги вышеупомянутого «мецената», их печальные последствия, и вовсе считаю: слава богу, что не занесли в наш вуз соросовскую «бациллу»…
Прощальный снимок организаторов и участников международного семинара полицейских. Будапешт.
Владимир Назаров, полковник внутренней службы в отставке, главный редактор РЮИ МВД РФ,1995–2009 гг.