Как и обещал своим читателям, продолжаю рассказ о жизни Конзаводского сельского поселения, расположенного в нескольких десятках километров восточнее Зернограда в плодородной долине Западного Маныча.

Механизаторы Валерий Усенко, Сергей Приходько, инженер-механик Михаил Туманов, механизаторы Евгений Молька и Николай Несповитый (слева направо) на мехдворе «подразделения ЗЕТ».
Места легендарные. В 1111 году сюда, в дикую степь Задонья, приводил свою дружину князь Владимир Мономах, чтобы в отчаянных сечах одолеть кочевников и закрепить пограничные тогда южные территории за Киевской Русью. С началом образования казачьих поселений уже в XVI веке здесь появилось своеобразное по системе ведения, самобытное донское коневодство. Через пару веков оно сформировало подвижную, выносливую и неприхотливую лошадь, обладавшую хорошей резвостью, необходимой для военных походов. Сложился тип так называемой старой донской лошади – дальнего предка современных дончаков и скакунов известной всему миру буденновской породы.

Механизатор Владимир Сальшин и генеральный директор конного завода Игорь Риттер (справа).– Эти замечательные лошади – наша гордость, а если не бояться громких слов, то и настоящий золотой запас России, – уверен генеральный директор ОАО «Конный завод имени Первой Конной армии» Игорь Риттер. – Не случайно их ценят не только отечественные знатоки и специалисты конного дела.

Кони веками являлись помощниками землепашцев и хлеборобов, теперь они фактически не востребованы в крестьянском деле. Однако для спорта, туризма, активного отдыха, армейских подразделений специального назначения и многого еще другого эти умные, верные, преданные животные остаются незаменимыми. Как совершенно незаменимы они и для души человеческой...

В 2012 году конный завод вошел в холдинг «Русская Земля» – группу компаний, специализирующуюся на возделывании сельхозземель и организации крупного зернопроизводства.

Провели перевооружение машинно-тракторного парка. Теперь для выполнения разных производственных задач в хозяйстве применяют как и самую современную импортную, так и разных времен отечественную технику, включая еще советского периода. Эффект от проведенной модернизации наглядно показал минувший год: хлеборобы получили 49, 5 тысячи тонн урожая ранних зерновых и зернобобовых. Былой здешний рекорд за весь постсоветский период составлял 34 тысячи тонн.

К моменту очередного приезда репортера «из области» в хутор Чернышевку все главные весенние полевые работы закончены. На одном из полей готовит почву к севу гороха механизатор Владимир Сальшин. Управляет новехоньким ростсельмашевским трактором-силачом VERSATIL с прицепным культиватором.

– Скоро закончу работу, – сообщает Владимир вроде даже с некоторым сожалением. – На такой технике работать – просто в удовольствие. До того доводилось трудиться на Т-130, Т-170, белорусских тракторах, но теперь – словно на самом престижном лимузине премиум-класса.

Молодые скакуны буденновской породы.Мехдвор конного завода имени Первой Конной армии вполне можно назвать выставкой современной сельскохозяйственной техники. Базирующееся здесь подразделение энергонасыщенной техники в Чернышевке называют «подразделение ЗЕТ». Механизаторам из его личного состава очень уж по душе пришлось такое название, однажды придуманное кем-то из них.

– Раньше структура хозяйства была отделенческая, – объясняет руководитель конного завода. – Четыре отделения обрабатывали примерно по пять тысяч гектаров земли. Каждое имело полный набор нужной техники. С приобретением техники современной мы оставили два отделения, базирующиеся теперь совместно. Никакой при этом тесноты, никакой обиды. А польза для всех – налицо!