Основные шаги по развитию донского виноделия обсуждали на заседании совета союза виноградарей и виноделов Ростовской области

Продукция ростовского «гаражного» винодела Евгения Татарникова уже несколько лет получает призовые места на российских выставках.

За последний год продажи донского вина  выросли в полтора раза, сейчас  доля местных  производителей на рынке Ростовской области – почти 20%.  Первые результаты уже приносит  и созданный осенью этого года территориальный бренд: в данный момент работают пять розничных магазинов под единой маркой «Вина долины Дона», где представлена продукция из Ростовской области. По мнению директора департамента потребрынка РО Ирины Теларовой, донские вина конкурентоспособны не только по качеству, но и по  ценовому диапазону: есть предложения от продукции по 200–300 рублей за бутылку до премиум-класса. 

Впрочем, несмотря на достаточно удачные итоги года,  у донских виноделов настроение нерадужное: предприятиям, особенно небольшим, требуется существенная поддержка. «Несколько перспективных виноградарей уже ушли с рынка, так и не дождавшись приемлемых для них условий получения лицензии на производство вина», – отмечали на совещании рабочей группы  виноделы. Также нужно заменить устаревшее импортное оборудование для производства вина на местные аналоги – изготовителей такой техники уже нашли на просторах Ростовской области, но самостоятельно модернизацию отрасли виноделы не потянут. Такая помощь должна быть прописана в готовящемся в данный момент областном законе о поддержке донского виноделия – на него возлагают особые надежды.  

В данный момент в Ростовской области работают восемь крупных производителей вина, а также 25 крестьянско-фермерских хозяйств, где выращивают сырье для вин. Площадь донских виноградников – почти пять тысяч гектаров, которые еще предстоит подготовить к  переходу на международную классификацию вин с «защищенным географическим указанием». Отсутствие классификации – единственное препятствие для выхода донского виноделия на европейские рынки.  Впрочем, для донских виноградарей это – далекие планы: «Посадка виноградников – капиталоемкий проект, к которому мы пока лишь собираемся подступиться, – поясняет председатель союза виноградарей и виноделов Дона Игорь Губин. – В данный момент мы  планируем дальнейшее развитие сети фирменных магазинов, осваиваем новый для нашего региона винный туризм».

И, разумеется, виноделы рассчитывают на поддержку в популяризации донского вина – выставками и ярмарками под эгидой правительства РО. Одна из них прошла в рамках встречи: свою продукцию для дегустации предложили не только именитые донские марки, но и  полтора десятков «гаражных» виноделов Дона –  небольшие хозяйства, еще не имеющие лицензии производителей алкогольной продукции и реализующие свою продукцию как фермерскую. Впрочем, многие из них уже имеют награды: вино из приусадебных виноградников получается недешевое, но отменного качества. 

«Гаражные» виноделы также надеются на скорейшее принятие регионального и федерального законов о виноделии. И уверены: с обещанной в законопроектах государственной поддержкой их продукция легко вытеснит иностранных конкурентов и без всяких санкций. А также рассчитывают, что подобные  выставки в дальнейшем будут проводиться чаще, как минимум раз в месяц, чтобы популярность донского вина набирала обороты.