КОГДА  ЕДЕШЬ по шоссе, связывающему Казанскую с трассой М-4, кажется, что до хутора Мещеряковского, в обиходе Мещеряков, рукой подать. Но так только кажется: чтобы добраться до первых хуторских улочек, придется отмахать добрых полтора десятка километров, большая часть из которых – грунтовка с ее тряской и пылью... А потом еще километров пять до ерика, и через него – к подножию меловых холмов. Там и расположилась животноводческая ферма Валерия Юркина. 

Два Валерия, отец и сын, на семейном совете решили создать молочную ферму.

Валерию – 20 лет. А хозяйству его – два года. То есть взялся открыть свое дело парень еще в 18 лет.

Когда повсеместно фермеры наши предпочтение отдают растениеводству, в расчете получить быструю отдачу взялся Валерий за молочное животноводство. Объясняет такой свой шаг просто:

– Район наш всегда считался животноводческим. Таким и должен оставаться по природе…

А идею создать молочную ферму подал Валерию отец, тоже Валерий. Целый семейный совет по этому поводу у Юркиных был. Сошлись на том, что надо продолжать семейную традицию.

– Я ведь опыт кой-какой животноводческий имею…– Это уже Валерий-старший. – Вот и посоветовал Валерке завести молочное стадо. И с деньгами помогли…

– А тут как раз и грант от государства мне как молодому фермеру подоспел, – дополняет сын. – Закупили коров. Два десятка дойных и пять телочек. Потом еще телята пошли – еще 20 голов. Вон все вместе теперь пасутся…– Валерий махнул рукой в сторону белых меловых холмов, у подножия которых неторопливо пощипывали ярко-зеленую, умытую недавним дождем траву пестрые буренки.

За два года разрослось юркинское стадо до 45 голов. И неизбежно вырастет еще. А это значит, что и надои поднимутся, и хозяйство будет расширяться. Придется решать новые задачи. Впрочем, Юркины – хозяева рачительные и многое предусмотрели уже сейчас. Взяли вот кредит под «божеские», как рассудительно оценил Валерий-младший, проценты, и купили трактор. 

Новенький «Беларус» оказался как нельзя более кстати и теперь без дела не простаивает. В этот обильный на влагу год возят на нем накошенную и заготавливаемую впрок на сено траву, зимой доставляют сухие корма. В хозяйстве трактор всегда нужен. И не один – оттого Юркины довели до ума еще один «Беларус» – старенький, купленный по бросовой цене. 

В маслоцехе молоко перерабатывают и потом продукцию распределяют по школам и детсадам. Закупают у фермеров молоко по скромным ценам – в зависимости от сезона. И те имеют тенденцию к понижению, Как раз сейчас цена закупки упала до 14 руб­лей за литр. И не факт, что на том остановится.

Больше можно заработать, сдавая продукцию на Богучарский молкомбинат, что в соседней Воронежской области. Оттуда даже готовы приезжать за товаром. И неважная дорога не останавливает. Но – при одном условии: надаивать Юркиным надо не сегодняшние 350 литров в день, а как минимум вдвое больше. Такая перспектива в принципе достижима: в расчете на рост надоев Валерий уже зарезервировал средства для покупки охладителя.

Однако вернемся к дороге. К тем злосчастным десяти километрам тряской и пыльной грунтовки. Пока преодолевали их, вспоминал некогда привечаемого у нас фермера из американского штата Айова Росуэлла Гарста. который учил Н.С. Хрущева выращивать кукурузу. Его рекомендацию советскому лидеру: не откладывая, заняться дорогами. Иначе продукция застревает на фермах и полях, не доходя до потребителя. 

С тех пор полвека пробежало. Многое, конечно, изменилось. В области возникла достаточно развитая дорожная сеть. Но...
– Разумеется, такое состояние дорог полностью нас устраивать не может, – так оценивает ситуацию глава администрации района Александр Георгиевич Болдырев. – И то, как тратятся областные средства, выделяемые на эксплуатацию муниципальной дорожной сети, тоже…

По словам главы, кстати, дорожника с немалым опытом, эти деньги сегодня как бы «размазываются» по уже существующим дорогам. А наращивания дорожной сети не происходит:

– Тогда как надо исходить из того, чтобы людям и хозяйствам было удобно. А это будет, когда дорожники каждый год станут понемногу прибавлять. Где-то по три, где-то по семь километров. В зависимости от потребностей района и собственных возможностей…

Мещеряковская дорога, находящаяся, кстати говоря, на областном балансе, не улучшалась уже восемь лет. Тогда дорожники рванули, уложили кое-где асфальт – и с тех пор больше ни метра его не прибавилось. В районе предлагают свои варианты расширения и улучшения муниципальной дорожной сети.

– Ту же дорогу на Вешенскую без конца асфальтируют, – замечает Болдырев. – Меж тем свободно можно один год эту нормальную в целом дорогу не трогать, а перекинуть средства и материалы на дороги, подобные мещеряковской. Ведь прибавляй здесь по 3-4 асфальтированных километра ежегодно, хутор Мещеряковский давно бы уже был с асфальтом. Во всяком случае, когда я работал в ДРСУ, то всегда планировал дорожные работы с районом, исходя из его нужд…

Но сегодня, похоже, у дорожников с главами районов такого контакта нет. Оттого нет и нужного результата. Хотя финансирование муниципальной дорожной сети и не уменьшилось. Значит, дело за тем, чтобы такой контакт возродить. И тогда как знать – может, вернувшись из армии, куда его вот-вот должны призвать, молодой фермер Валерий Юркин сумеет проехать к себе в хозяйство по заасфальтированной дороге.

А вернуться в родные края Валерий намерен твердо. И планы вынашивает серьезные, думая о превращении своего КФХ в крупную семейную ферму.

И то, что 20-летний парень видит свою судьбу именно там, где родился, и хочет именно в родном краю менять жизнь к лучшему, – это, если хотите, и знак времени, и свидетельство атмосферы, утвердившейся в районе. А еще – проявление удивительного притяжения верхнедонской земли.

Видео Владимира Апарина