Канатное метро было спроектировано в инженерно-консультационном центре «Мысль» Южно-Российского государственного технического университета.

Этот проект, выполненный под руководством доктора технических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ А. А.Короткого, был удостоен Премии правительства в области науки и техники.

— Канатное метро — новый вид общественных перевозок, — утверждают авторы. Проект уже взяли за основу для олимпийского Сочи. Первоначально там предполагалось строить легкое метро. По мнению экспертов, планы скорректировал кризис.

— Возвести канатное метро намного выгоднее экономически. Оно окупится, — считает сотрудник центра «Мысль» Алексей Панфилов. — В плане затратности самым дорогим окажется монорельс, намного дешевле — автомобильная дорога, еще дешевле вариант с легким метро и железной дорогой (без учета стоимости подвижного состава). Ну а самое, как сейчас модно говорить, демократичное по цене — канатное метро. Кроме того, воздушное метро славится как один из наиболее тихих видов транспорта.

Начальник управления транспорта администрации Сочи Алексей Бердников сообщил, что в городе будет построено метро, которое будет работать «по принципу трехканатной скоростной дороги».

Планируется, что протяженность такого метро составит порядка 100 км. Оно включит в себя восемь маршрутов и 14 станций. По оценке авторов проекта, канатное метро сможет перевезти до семи тысяч человек в час. Максимальная скорость составов при этом составит 60 км/час.

— Единственно, в чем проигрывает канатное метро другим видам транспорта, — скорость передвижения. Максимальная скорость на легком метро, железной дороге, монорельсе и по автомобильной дороге — около 100 км в час. Но стоит заметить, что в Ростове, где уже сегодня средняя скорость движения 30-40 км в час, этот фактор не решающий, — считает Алексей Панфилов.

Проект канатного метро — универсальный. Разработчики предлагают его для донской столицы. Пока что данная затея выглядит фантастически, но у канатной дороги есть свои преимущества. Главное — с точки зрения градостроительного планирования развития территорий — способность легко преодолевать препятствия как природные (овраги, реки), так и искусственные (линии железных дорог, автомагистрали, инженерные коммуникации). В случае с обычными системами уличного транспорта, преодоление этих препятствий потребует строительства путепроводов, развязок…

Авторы идеи канатного метро предлагают линии, по которым его можно пустить. Первая должна связать центр города с Западным микрорайоном. От депо в районе Ливенцовского жилмассива линия пройдёт над улицами

339-й стрелковой дивизии, Лесопарковой, Текучёва. Пересадочный терминал должен быть над площадью Гагарина. Оттуда метро пройдет до площади Химиков, парка им. Островского и по проспекту Конной Армии до станции Сельмаш. Кстати, не случайно пересадочный терминал задумывается над площадью Гагарина. Долгое время там был пустырь. Лишь в последние годы, как грибы, на нем выросли современные элитные «высотки». На их месте должна была появиться станция ростовского метрополитена…

Еще одна линия канатного метро протянется с Северного до площади Гагарина. От Стройгородка к железнодорожному вокзалу можно будет доехать практически без остановок. От железнодорожного вокзала планируется дальнейшее строительство линии над Красноармейской. Канатное метро свяжет правый и левый берега Дона, район старого автовокзала и Аксай…

Станет ли «канатка» очередной ростовской мечтой или проект воплотится в реальность, покажет ближайшее будущее. Есть у ростовчан еще мечта — от пробок избавиться. Именно на бесконечное стояние в них тратится большая часть жизни. Эта мечта уже обозначилась в насущную проблему города-миллионника. Уменьшать пассажиропоток, вводить альтернативные виды транспорта давно пора. Что это будет — метро подземное или метро воздушное?..