Если в Японии 70% розничных продаж осуществляется через вендинговое оборудование (т.е. торговые автоматы), то в России эта цифра составляет менее одного процента. Решив использовать это обстоятельство, Александр Сидоренко и открыл бизнес.

Вернее, в предпринимательство он пришел давно. Сначала челноком был. Им он стал, как только понял, что, работая электриком в  центре управления воздушным движением, на цветной телевизор так и не скопит. Стал возить товар и продавать. Накопления сначала в торговлю пускал, потом пошивом одежды занялся. Когда понял, что выгоднее просто торговать, продал он производственный бизнес москвичам. Сегодня вот снова к производству вернулся. Говорит, идея с изготовлением вендингового оборудования буквально витает в воздухе, все должно получиться.

— Раньше каких только торговых автоматов не было, — рассказывает Александр Викторович. — Сегодня все, когда подходят к нашим автоматам, вспоминают газированную воду с сиропчиком советского времени. А еще были автоматы, которые прессу продавали, а еще, которые парфюмерией вас обдавали. Вот так: бросаешь монетку, а агрегат тебя раз — «Шипром» или «Красной Москвой». На западе через автоматы чего только не продается: от продуктов питания и бытовой химии до полотенец и маек.

Не понимал, почему у нас так не распространены автоматы, и Михаил Александрович Гончаров. Очень он не любил в местах общепита есть или пить. А автоматы? Это ведь очень удобно. Всегда получаешь чистую одноразовую посуду. В любом настроении можешь подойти к машине, и точно знаешь, что она у тебя дополнительного раздражения неуместными вопросами или фразами не вызовет.

В свое время Михаил Александрович работал на «Ростсельмаше» мастером, был главным инженером фирмы «Рада», которая одной из первых начала выпускать в Ростове прохладительные газированные напитки. А главное, был конструктором в душе. Так вот, когда они встретились, Михаил Александрович с Александром Викторовичем, один из которых видел в вендинговом оборудовании коммерческую выгоду, а другой — конструкторский интерес, и родилась идея создать автоматы. А вот реализовали они ее только через несколько лет.

Сначала закупили образцы продукции действующих российских производителей. Не понравились: машины ломались. Не выдерживали они нашего южного климата. Внимательно посмотрев, что внутри конструкции, пришли к выводу, что усовершенствовать эти автоматы — дело неблагодарное. Решено было сделать оборудование принципиально нового устройства. Тем более что и задумки уже имелись. Узлы заказали в Италии, корпус — на смежном предприятии в России, а конструированием и программным обеспечением занялись самостоятельно.

Первый автомат был произведен первого апреля прошлого года. Предприниматели сначала стали «обкатывать» машины сами. Поставили «пробные» агрегаты на одном из рынков Ростова. Автоматы выдавали воду, квас, лимонад. Чуть позже разработали аппараты по продаже соков. Заправляли их исключительно натуральными продуктами российских производителей. Смотрели, что удачно спроектировали, что переделывать, дорабатывать надо. Например, не устраивало то, что автоматы могли выдать пустой стакан. Когда этот, а также другие выявленные недостатки устранили, автоматы стали предлагать покупателям. В прошлом году продали, правда, только два автомата. Но Александр Викторович считает, что это — не показатель.

— Когда наступает сезон, июнь-июль, — рассказывает предприниматель, — автоматы нужны всем, но на их изготовление требуется не менее двух месяцев. Так что мы в прошлом году сильно развернуться не успели, да и не собирались особо: машины самим в деле проверить нужно было.

Сегодня автоматами заинтересовались производители староминского кваса. Идут переговоры о покупке нескольких десятков машин. Производители разработали конструкцию специально под квас. Если раньше в подобных автоматах напиток и углекислый газ находились в разных емкостях, что создавало определенные трудности в жару (углекислота начинала просачиваться через щели, баллон даже мог взорваться), то теперь эти сложности производители устранили: квас продается в термокегах, и баллон с углекислотой не требуется. К тому же покупатель получает всегда холодный напиток.

Сегодня ростовские производители могут предложить автоматы по продаже сока, кваса, лимонада или воды. Их цена составляет от 95 до 120 тысяч рублей. Это значительно дешевле, чем стоимость агрегатов других российских производителей, не говоря об импортных. Благодаря собственным разработкам могут сделать на предприятии на заказ, в общем, почти любую модель автомата: от кофейного до тех, что продают пирожки. Однако от заказчика это будет требовать дополнительных вложений.

— Планы на будущее у вас большие? — интересуюсь.

— Пока главное — все-таки продвинуть то, что уже сделали. Вот когда деньги выручим, тогда будем реализовывать следующие задумки. Они у нас имеются.

— А за счет кредитов не хотите развернуться?

— Я не могу подарить банкам 20-25%. Для меня это очень большая переплата. Предпочитаю протягивать ножки по одежке.

— Конечно, у вас на юге ни одного конкурента нет. Это, наверное, тоже ряд проблем автоматически снимает.

Что-то выпускать в нашей стране, поверьте, непросто. Во-первых, сертификация производства в России предполагает трату значительной суммы, а также преодоление массы сложностей административного и прочего характера, во-вторых, все комплектующие нам приходится покупать за рубежом, а это далеко и дорого. Так что без всяких конкурентов нам вполне хватает всевозможных сложностей, которые возникают по одной простой причине: потому что мы — производители.