УФПС Ростовской области — один из крупнейших региональных филиалов «Почты России». 19 почтамтов и автобаза, более 1000 отделений почтовой связи в самых отдаленных уголках Ростовской области и свыше 11 тысяч работников, из которых более 4 тысяч — почтальоны…

Газеты и почта — стратегические партнеры. И друг без друга существовать они не могут. Особенно если газета или журнал предназначены для читателей и подписчиков, живущих не в мегаполисе, а в районах, маленьких хуторах, станицах. На селе почтальон вообще — человек особенный. А почта — место, где узнают новости, общаются, покупают необходимые в хозяйстве мелочи, оплачивают коммуналку… В почтовых отделениях и мы, газетчики, проводим встречи со своими читателями. Дни подписчика готовим вместе с почтовиками — и они, и мы очень хотим, чтобы люди не расставались с газетой, не отказывались от подписки из-за дороговизны, из-за неритмичной доставки. Хотя, чего греха таить, случается. Жалуются наши подписчики, что запаздывает почта. Многие читатели «со стажем» любят вспоминать, что раньше выписывали они не по одной, а по несколько газет, и почтальон был частым гостем в доме. Теперь и газет меньше, и почтальон приходит реже.

— Даже в условиях экономического кризиса Ростовский филиал «Почты России» делает все, чтобы сохранить сеть, сохранить и приумножить количество клиентов, — говорит директор УФПС РО Виктор ГОРБАЕНКО. — Объем услуг, предоставляемых отделениями почтовой связи, за последние два года вырос в 2,5 раза. С 1 июля 2008 года мы работаем по новому  графику.  В каждом районном центре и городе области теперь есть отделения связи, которые работают до 20.00.  Это удобно — можно зайти на почту  после работы или в выходной день.

Мы внедряем новейшие IT-технологии. У нас действует единая система почтовых переводов (ЕСПП), установлены терминалы самообслуживания для приема платежей за сотовую связь по системе КиберПлат, POS-терминалы для выдачи наличных по пластиковым картам.  На почте можно отправить  электронный перевод. Работают 622 пункта коллективного доступа в Интернет. А услуга «Телеграфный перевод +» позволяет перевести деньги  клиенту в течение 2-х часов.

Сейчас почта  создает систему «единого окна», чтобы людям было удобно оплачивать  свет, газ, тепло, телефон…

— Давайте все-таки вернемся к подписке. Ведь не секрет, что выписывать газет и журналов стали меньше…

— Это — общая тенденция по стране. Но Ростовская область входит в число 3-х регионов России, имеющих подписной тираж свыше 1 млн. экземпляров, уступая только  республике Башкортостан и Краснодарскому  краю. Общий годовой тираж за два последних года составил свыше 2 млн. экземпляров. Он мог бы быть  гораздо больше…

— Если бы цены были ниже?

— Вспомните, когда произошел резкий обвал подписного рынка? По времени это совпало с появлением фирм, которые в ряде городов вместо почты стали доставлять пенсии.

— Но ведь это — нормальное явление. Конкуренция, рынок…

— Поначалу именно так и характеризовали этот процесс. Но со временем стало ясно, что конкуренция получается какая-то странная. Доставочные предприятия брали на себя доставку пенсий в крупных городах, в районах компактного проживания, — там, где это выгодно. А почте оставили сельские районы с их отдаленными хуторами, большими расстояниями, отсутствием порой транспортного сообщения… Почта — предприятие государственное, отказаться от этих «невыгодных маршрутов» не может. Затраты мы несли, зарплаты у людей были маленькие — ведь выгодные участки обслуживали другие фирмы, началась текучка, нехватка кадров… И все бы ничего, почта постепенно оправилась, стала вводить новые услуги, научилась зарабатывать на чем-то другом. Но тут выяснилось, что резко пошли вниз подписные тиражи. Казалось бы, какая связь? А почтальоны перестали быть регулярными гостями в доме, был утрачен человеческий контакт с подписчиками. Раньше принесет почтальон пенсию, — и про жизнь поговорит, и новости расскажет, и сразу подписку оформит, да еще и подскажет, что нового и интересного можно выписать.

Когда увидели, что народ стал меньше читать, власти встревожились, проблему стали обсуждать на всех уровнях. Государство пошло на компенсацию части затрат почты при проведении подписки. Мы заморозили подписные тарифы. Понемногу положение стало выправляться. Но для стабильной работы почты нужны системные решения. Почта — довольно сложный организм, — «выключишь» одно звено, последует цепная реакция… Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев во время своего январского выступления на Правительственном часе в Государственной Думе предложил ввести лицензирование услуг по доставке пенсий и социальных пособий.

Ежегодно Почта России несет убытки в несколько миллиардов рублей на доставке пенсий. По словам Игоря Щеголева, Минкомсвязь в настоящее время ведет активный диалог с министерством финансов и минздравсоцразвития с тем, чтобы найти выход из сложившейся ситуации.

Если кто-то заходит в какой-то регион и собирается доставлять там пенсии, то он обязан делать это по всему региону. Чтобы компании не только «снимали сливки», а чтобы все работали в равных условиях.

То есть в свое время были запущены процессы, которые просто разрушали систему почтовой связи, и вернуть все «на круги своя» очень непросто. Вот сейчас тоже идет подобный процесс, на первый взгляд никакого вреда не приносящий. Наоборот, казалось бы, достигается благая цель, экономятся средства…

— В чем эта экономия?

— А ведомства сэкономили на пересылке разных уведомлений, извещений… Налоговый кодекс России требует от налоговых служб направлять налогоплательщику уведомления и требования об уплате налогов и сборов с соблюдением налоговой тайны. Не платит человек или организация добровольно, — налоговые органы должны обращаться в суд. При этом они обязаны предъявить документ, подтверждающий: уведомление человек получил. А документ этот — квитанция о вручении заказного письма. Что происходит сейчас? В нарушение требований закона извещения не вкладывают в конверты, не отправляют заказными письмами с уведомлением. Доставляют в открытом виде (хороша тайна!). Поручают это кому угодно — разносчикам рекламных газет, жилищно-коммунальным структурам… Никто не заботится о том, чтобы вручить документ, как положено, лично в руки. Просто бросают в почтовые ящики…

Конечно, от этого почта понесет финансовые потери — мы прогнозируем их в районе 10 миллионов. Но это  — мелочь по сравнению с тем, что в итоге потеряет бюджет. Катастрофически снижается собираемость налогов! И в суд налоговым органам идти бесполезно — доказать тот факт, что человек извещение получил, они не смогут, — документа нет. Многие ведь действительно извещений не получают… Вот и получается — экономия «на конвертах» — мелочь, а налоговые потери — сотни  миллионов.

Что я хочу сказать? В ритмичной, четкой, бесперебойной работе почты заинтересованы не только почтовики, — общество, государство. Поэтому и нужен государственный подход к нашим проблемам. Тогда в самом ближайшем будущем почтальоны будут получать хорошую зарплату, а наши клиенты, читатели, подписчики — качественные услуги. И тираж газет будет расти.

В 2009 г. текущие и капитальные ремонты выполнены в 29 отделениях почтовой связи.  В апреле состоялось торжественное открытие нового здания Зимовниковского почтамта — первого почтамта, построенного в сельской местности Ростовской области за последние несколько лет.

В апреле начнется привязка к местности (Западная промзона, Батайск) проекта Автоматизированного сортировочного центра «Почты России» с объемом сортировки на  весь  ЮФО. Капитальные вложения  — 1,5 млрд. рублей. Количество новых рабочих мест — 700 человек.

До 20 марта т.г. будет завершена полная автоматизация рабочих мест (АРМ) операторов в отделениях почтовой связи по всей Ростовской области. Это предоставит возможность сократить время обслуживания населения, более оперативно совершать платежи по переводным средствам и коммунальным платежам.

Открыты 5 новых  отделений почтовой связи — в Железнодорожном районе Ростова-на-Дону, два отделения в Новочеркасске, одно — в развивающемся микрорайоне Таганрога и сельское отделение связи в поселке Яново-Грушевское Октябрьского района области.

Количество операционных окон в отделениях почтовой связи, оказывающих все виды услуг, увеличилось. На сегодняшний день их действует 1752.

Организована работа сортировочного центра в Новочеркасске по обработке почтовых отправлений федеральных клиентов ФГУП «Почта России» для всего Южного федерального округа. Это — первый специализированный центр такого высокого технологического уровня, позволяющий обрабатывать порядка 120 тыс. штук отправлений в месяц и направлять посылки и бандероли по маршрутам сети ЮФО.