«Инвестиции», «Инновации», «Инфраструктура», Институты», «Инициатива» — это не просто модные ныне слова, а то, что в совокупности способно обеспечить устойчивое территориально- градостроительное развитие области, проще говоря — ее процветание.

Подробно об этом рассказал заместитель министра территориального развития РО и ее главный архитектор Александр Бояринов.

Внимание на юго-запад

Так сложилось, что приоритетные точки по вложению инвестиций сосредоточены на юго-западе области. Уже сегодня можно выделить несколько основных зон промышленного освоения: Новоалександровская в Азовском районе, Юго-Восточная Азовская, Октябрьская (в Октябрьском сельском районе), Южно-Батайская, Красносулинская, где ожидаются вложения федеральных и иностранных инвесторов. Здесь уже выпускаются безалкогольные напитки, молочные продукты, жиры, вода и шампанское, алюминиевая упаковка. Размещены производства и арендованы участки под производство чипсов и снэков, флоат-стекла, алюминиевых радиаторов, полиэтиленовых труб. Здесь же планируется разместить предприятия стройиндустрии «Металл-Дон», строительство мясокомбината,торгово-логистического центра и других. Как отметил А. Бояринов, даже в недавний критический период ни один из инвесторов не приостановил вложения средств в развитие здешних производств.

…и к шахтерским территориям

Восемь горняцких моногородов Восточного Донбасса ожидает перепрофилирование. Первым на очереди — Гуково, потом настанет черед Донецка и Новошахтинска. Планируемый Гуково-Зверевский индустриальный технопарк позволит занять местных жителей на производствах кремниевых пластин, базальтового волокна и другой инновационной продукции.

Порт Катон — модный курорт?

Другое мощное инвестиционное направление — рекреационные зоны. Побережье Азовского моря, дельта Дона, станицы Вешенская и Старочеркасская, музей-заповедник «Танаис», Елизаветовское городище и некрополь V-III века до н.э., Александровский лес — эти давно знакомые туристам объекты дополнятся новыми. Один из самых амбициозных пректов — загородный клуб для активного семейного отдыха «Family-park» площадью более 350 га, который вырастет на границе Мясниковского и Родионово-Несветайского районов.

Большие надежды возлагаются на зарождение городов-курортов в Приазовье, где есть все предпосылки для этого: бальнеологические ресурсы, близко расположенные трассы, ожидаемое строительство игорной зоны. Не исключено, что со временем Порт-Катон, Маргаритово, Чумбур-Коса могут стать популярными курортами.

«Большой Ростов»

Ростовская агломерация — самая урбанизированная часть нашей области: здесь проживают более половины всего населения Дона и большая часть городского. Определены направления перспективной застройки жилья, намечена программа строительства поселений-спутников Ростова на Аксайском, Щепкинском, Темерницком, Родионовском, Чалтырском и Азовском «лучах». Со временем «Большой Ростов» в плане станет напоминать ладонь с пятью вытянутыми пальцами.

Основной акцент будет сделан на строительстве малоэтажного жилья с точечной застройкой многоэтажными домами. Будет уделяться внимание и реконструкции уже имеющихся сельских поселений.

Торговые и развлекательные комплексы, обслуживающие зоны — непременное дополнение к Большому городу. Под Батайском вырастет рыбный торгово-оптовый комплекс площадью до 13 га, а в районе Соленого озера — крупнейший на Юге России аква-парк. В Северном микрорайоне Ростова ожидается строительство спортивно-зрелищного комплекса международного уровня на 8 000 зрительских мест.

Южный хаб

Ростовская область пронизана трассами — водными, авто- и железнодорожными. Стратегическое развитие транспортного комплекса РО до 2030 года предполагает развитие судоходства по реке из центра России в Черное и Средиземное моря; реконструкцию магистрали М-4; создание нового железнодорожного скоростного пути «Санкт-Петербург — Москва — Ростов — Кавказ», по которому поезда будут двигаться со скоростью 300 км/час. На территории РО предполагается только одна остановка этого поезда — возможно, в районе Батайска.

Интереснейший инвестиционный проект «Ростовский универсальный порт» включен в Федеральную целевую программу по развитию транспортной системы России. Его намереваются реализовать с привлечением бюджетных средств всех уровней и частного капитала. Не исключено, что будет рассмотрена совокупность всех портов дельты Дона — Ростовского, Таганрогского, Азовского, Усть-Донецкого.

Один из самых многообещающих — проект аэропортового комплекса «Южный». Судя по всему, расположится он в 12 км от Ростова по направлению Батайска, где уже имеется инфраструктура, чем не могут похвалиться две другие предполагаемые площадки — между Ростовом и Таганрогом и в Родионово-Несветайском районе. «Южный» планируют как аэропорт 1-го класса, аэродром класса «А». Предполагается, что длина его взлетно-посадочной полосы составит 4 200 м. Пропускная способность — 8 млн. человек и 70 тысяч тонн грузов. Объем инвестиций оценивается в 25 млрд. рублей. Проект будет реализовываться с 2011 по 2015 годы.