Тацинский молочный завод был пущен в эксплуатацию в 1951 году. Пережили и эпоху застоя, и годы перестройки, реконструкции, модернизации… Многим небольшим предприятиям выжить не удалось, «рухнула» переработка на селе. А тут упорно боролись за жизнь, по крупицам накапливая опыт.

Перевели на газ котельную, построили цеха по производству цельномолочной продукции и сделали, пожалуй, самое главное — наладили прием молока как от предприятий, так и от населения. В соседних районах молокозаводы закрылись. Молочно-товарные фермы разорялись повсеместно, а вот сельские жители на личных подворьях не собирались так легко расставаться со своими кормилицами-буренками. И тацинцы разработали графики приемки молока в соседних районах, отправили туда свои молоковозы. Это помогло обеим сторонам: молокозаводу — не закрыться, селянам — получать «живую копейку» от реализации скоропортящейся продукции.

— Сегодня в заготовке молока ежедневно участвуют 12 молоковозов, — говорит генеральный директор Виталий Фатун. — Производим мы ее в Тацинском, Константиновском, Морозовском, Милютинском и Белокалитвинском районах. Дело хлопотное, но необходимое, ведь сырья в одном районе заводу недостаточно.

Тацинцы придерживаются еще советских ГОСТов, может быть, поэтому их продукция выгодно отличается. Особенно сливочное масло. И хоть говорят, что на вкус и цвет товарища нет, покупатели в своем большинстве остаются довольны. Вот, например, в соседнем Константиновском районе несколько лет назад одним из предпринимателей была открыта торговая точка, где реализуется тацинская продукция. Сливочное масло здесь не залеживается. Видела, как говорится, своими глазами.

Предприятие, на котором сегодня трудится 130 человек, сработало в первом полугодии с прибылью. Но не с такой, чтобы хватило для осуществления планов по дальнейшей реорганизации производства. Да и рентабельность невысока: 2-3 процента.

— Нас и производителей молока не устраивают закупочные цены, — сетует директор. — Мы сегодня принимаем молоко по семь — семь пятьдесят за один литр от населения и по десять — десять пятьдесят от хозяйств. А надо бы по девять — десять от населения и по двенадцать — тринадцать от предприятий. Но повысить цену мы не можем, потому что это отрицательно скажется на наших экономических показателях. Разницу в цене, по нашему мнению, должно дотировать государство, чтобы сохранить отечественные перерабатывающие молочные предприятия. Ведь их и так осталось немного. А это рабочие места для села, где остро стоит проблема безработицы…

Тема реализации продукции — самая больная.

— На прилавок сегодня попасть непросто, — говорит Виталий Иванович. — Мы не против здоровой конкуренции, но небольшим молокозаводам с ограниченными средствами трудно тягаться по продвижению продукции на рынки сбыта с крупными производителями. Вы посмотрите, чьи продукты лежат в супермаркетах? Нас туда просто не пускают. Может быть, стоит иногда в нашей области применить и административный ресурс в хорошем смысле этого слова. Не запрещать торговать другим, но и нам помогать с рекламой.

Виталий Иванович рассказал, как руководство Тацинского района не так давно собрало на совещание местных предпринимателей и попутно предоставило слово руководству молокозавода. Положительный эффект не заставил себя ждать: продажи увеличились.

На Тацинском молочном заводе организовали сопутствующие дополнительные производства. Здесь выпекают хлеб, жарят и расфасовывают по пакетикам подсолнечные семечки. Это — дополнительная прибыль и возможность сохранить рабочие места для членов коллектива. Тем более что, как уверяет директор, потенциал у этого коллектива есть:

— Понемногу на предприятии увеличиваем заработную плату. Ориентируемся на оптовые базы и магазины шаговой доступности. Ну а сможем расширить географию поставок, выйдем на новые рубежи.