Неся сумки за женой на рынке, он и не представлял, что там могут быть проблемы. Да какие там проблемы?! А шесть лет назад, когда Александр Николаевич Панасенко стал директором Зерноградского рынка, у него пошла голова кругом: люди кричат, собаки колбасу воруют, мусор скапливается, при этом за административными и финансовыми вопросами следить надо — ужас!

— Начинал работать, — вспоминает Александр, — не знал: миллион на счету у рынка — это много или мало? А вот ходить по грязи, мерзнуть мне, понятно, было неприятно.

Вот и решил Панасенко сначала с бытовыми проблемами разобраться. Миллион на счету, оказалось, расходился очень быстро. Для обустройства же нужны были средства. С торговцев стали брать арендную плату за площадь, которую они занимали, а не за место. В результате сборы с 3,5 млн. рублей в 2003 году выросли до 15,5 млн. в 2009­м. Так что деньги для ремонта и реконструкции появились.

Положили асфальт, проложили канализацию, подвели воду, забор поставили. Был туалет в ужасном состоянии — построили новый, теплый, с раковинами, сушками, зеркалами. Решилась проблема с мусором. Раньше он грудами лежал, потому что организация, с которой был заключен договор по уборке, вовремя его не вывозила. Но три года назад рынок приобрел трактор. Теперь и мусор вывозится, как положено, и снег расчищается в считанные минуты.

Все не мог смириться Александр Николаевич и с колбасой, которую воруют собаки с прилавков. Понимал: рынку требовалось больше павильонов. Галину Мещаненко, которая поначалу, как и все, торговала салями с сосисками в колбасных рядах, такое положение дел не устраивало. Женщина посчитала, что покупатели обязательно предпочтут более высокий уровень обслуживания. Хотя рынок фактически заполняется только в выходные, в павильоне Мещаненко покупатели есть даже в будний, не базарный день. Галина управляться без помощи мужа Василия уже не может. Нашлось место в семейном деле и для сыновей. Мещаненко говорят, что даже цены на товар не поднимали, а павильон все равно окупился, — столько стало покупателей.

Болты, ключи и гайки каждый день приносить на рынок и уносить с него было тоже неудобно, но предпринимателей, которые занимались продажей хозтоваров, рынок буквально уговаривал на строительство павильонов. Уговорил. В период стройки торговцы платили рынку по льготному тарифу, а когда все было готово, рынок выкупил у владельцев павильоны.

— Получается, вы начали строительство еще до того, как вступил в силу закон, по которому к 2012 году все на рынке должны перейти в капитальные строения? — спрашиваю директора.

— Мы строили, когда видели, что это нужно людям. Вот и овощной навес в прошлом году когда делали, о законе, конечно, не забывали, но прежде всего ориентировались на тех, кто под ним будет находиться. Чтоб им и комфортно было, и не накладно. Когда же строительство завершили, начались проблемы: местный архитектор не признал навес капитальным строением, а значит, требованиям закона о рынках он не соответствовал… К счастью, правда оказалась на нашей стороне. Но какая разница, является навес капитальным строением или нет? Главное, людям удобно.

В павильонах торговля идет круглый год, овощи там можно сохранить от мороза. Но покупателей летом больше возле обычных длинных рыночных прилавков.

— Я никогда не покупаю овощи в магазинах и павильонах, только на рынке, когда они на обычном прилавке лежат, — рассказывает Светлана, покупатель. — Там стоят производители. У них дешевле.

На самом деле за прилавком тех, кто принес овощи с собственного огорода, хватает, в павильонах напротив стоят предприниматели. Валентина Федоровна Назаренко торгует на рынке круглый год: когда тепло — выращенным с огорода, зимой — вязаными изделиями. В павильон пойти не может — дорого, на ярмарку не хочет:

— Там нет прилавка, нет тени. А здесь как навес поставили, сразу хорошо стало. Для меня это в самый раз.

Хотелось бы Александру поставить еще кондиционеры в мясной павильон, чтоб «девчата не мучались». Но произойдет это только в том случае, если «девчата» возьмут половину расходов по установке и эксплуатации на себя. Тогда, считает директор, они бережнее будут относиться к оборудованию, не будут забывать двери закрывать. Продавщицы сначала наотрез отказывались кондиционеры ставить, а теперь сами подумывают, как бы это лучше сделать.

Сегодня Зерноградский рынок полностью заасфальтирован. Никто из торгующих не стоит под солнцем. Чистота везде образцовая. В ближайших планах — завершить ремонт мясного павильона, отремонтировать коммуникации, провести электромонтажные работы. Какая­то часть средств уйдет на благотворительность:

— Большинство тех, кто состоит в Ассоциации рынков Ростовской области, занимаются благотворительностью, — рассказывает Александр Николаевич, — и отмечают, что после того, как помогут кому­нибудь, сами через время получают еще больше, чем потратили. И деньги, и рынки придумывались для людей. Когда об этом помнят, работа спорится.