Обойдя стенды выставки «Ростов гостеприимный — 2010», сделала вывод: переработка на Дону пытается выкарабкаться за те рамки, в которые ее загоняет спрос. Берутся за переработку собственной продукции и фермеры, которых власти по большей части считали на это не способными.

И именно кризис, трудные времена дали многим толчок к росту.

Больше шишек — крепче бизнес

У стенда фермерского хозяйства «Урожай-92» внимание привлек огромный каравай в окружении затейливых кексов и нескольких видов печенья. Хозяйка — Валентина Ситникова, свой товар нахваливала: «Угощайтесь! С продукцией Октябрьского района знакомьтесь!» Мы первым делом познакомились с хозяевами, узнали историю городской семьи, которая около 20 лет назад переехала в хутор Киреевку, занялась фермерством. Валентина Васильевна и Владимир Петрович Ситниковы, кстати, были в числе первых фермеров в Ростовской области. В 1992 начинали с нуля, землю брали в аренду (до сих пор у них 500 гектаров из районного фонда, 500 — паевой) и учились хозяйствовать в процессе работы.

— Поскольку мы были далеки от земли, то всему учились по книгам: как севооборот соблюдать, сколько удобрений вносить. А со всеми своими бедами и проблемами шли в администрацию района, и нам помогали, — говорят Ситниковы. — Стали получать хорошие урожаи, но особой радости это не принесло: цены на зерно тогда не было. Вот и пришли к мысли производить из собственного отличного сырья экологически чистую, вкусную продукцию.

…И начали фермеры перерабатывать зерно, обзавелись мельницей и крупорушкой. На витрине их продукция: перловка, ячневая крупа, пшено, горох. Фермеры и семечку жарят, фасуют в яркие пакетики с названием «Донская забава», и выпекают кондитерские изделия. Вот так они ответили на тезис о том, что сегодня в любом деле нужна узкая спе­циа­ли­зация: если производишь зерно, то только этим и должен заниматься. Ситниковы на собственном опыте доказали: переработка перспективна.

— Мы бывали и на «Зеленой неделе» в Берлине, смотрели, какую продукцию там представляют переработчики. Оказалось, что многие-то из них — фермеры! Именно мелкая переработка может гибко реагировать на спрос. И потом, в переработке — выход для фермерства из той ситуации, которая сейчас сложилось у нас в стране. На сырье цены нет, зато приложи к нему руку: к примеру, из ячменя сделай крупу. Охлади молоко, свари сыр. Так это уже совсем другие деньги! — восклицает Валентина Васильевна. — Да, и шишек за все годы немало набили, но чем больше шишек — тем крепче бизнес.

— У нас та же проблема, что и у многих мелких производителей: нам трудно попасть в крупные торговые сети со своей продукцией. А как же приоритет местного производителя, качество продукции которого не уступает, а, порой, и много лучше, чем продукция из других регионов? — вступил в разговор Владимир Петрович. — В Краснодарском крае, например, руководителям крупных сетей губернатор просто высказал свое скромное пожелание: видеть на прилавках их супер — и гипермаркетов продукцию, произведенную на Кубани. И они ему не смогли отказать.

А Ситниковы пытаются создавать свою мини-торговую сеть. Кстати, эту идею поддерживает начальник управления потребительского рынка товаров и услуг министерства экономики, торговли, международных и внешне­экономических связей области Андрей Иванов.

— Создание специализированных магазинов — один из самых коротких и эффективных путей к потребителю. Можно сказать, прямая к нему дорожка. К сожалению, не все предприятия-производители Ростовской области могут себе это позволить, поскольку дело затратное, но за ним — будущее. Производители алкоголя уже пошли по этому пути.

Что касается доступа в сети, то когда произойдут корректировки закона «О торговле», надо думать, крупноформатная сетевая торговля станет доступна производителям любого ранга.

Не бойтесь пробовать!

На собственном опыте убедилась, что на таких выставках надо пробовать все, что предлагают. И тогда есть шанс сделать столько открытий чудных! Не помню, но на какой-то выставке распробовала сыр «Сулугуни», который производит в Неклиновском районе ИП «Чехов». И все семейство требовало именно этот сыр. И как хороших знакомых приветствовала тех, кто его производит: технолога Наталью Кравченко, мастеров-сыроделов Наталью Конопченко, Анну Белецкую и Ольгу Белик, экспедитора Ирину Зыкину. Конечно, с опаской поинтересовалась, как предприятие в кризис выживает. Но оказалось, что зарплата стабильная, выдают вовремя. А на стенде производитель уже был обозначен как ООО «Чехов». Тут и без комментариев стало ясно, что дела у людей идут в гору.

— Нам бы молока побольше! — восклицают мастера. — Пока на производство сыра его хватает, но все меньше остается тех, кто держит на подворьях коров. А мы молоко берем не только в крупных хозяйствах, но и в личных подсобных. Очень может быть, что придет такой день, когда его станет значительно меньше. Чтобы люди коров держали, им нужна поддержка государства и местной администрации.

Вот такое у сыроделов было пожелание. Да, переработчики молока, возможно, в недалеком будущем будут испытывать нехватку сырья. Думать о плохом не хочется, но приходится. Ведь неподалеку — стенд Семикаракорского сыродельного завода.

«Уплетаев» и «Одноклас­сница»

Это предприятие — ООО «Комбинат Родионовский» — существует уже три года в слободе Родионово-Несветайской.

— Лепили вручную пельмени, причем из чистого мяса, очень вкусные вареники, котлеты куриные, — рассказывает заведующая производством Надежда Вакало. — Заморозкой торговали в «Ашане» и «Покровском». Коллектив у нас небольшой — всего 20 человек, и особых потрясений из-за кризиса не испытали. Но… на всякий случай начали расширяться. Купили новые аппараты, и теперь котлеты делаем с самой разнообразной начинкой — с сыром, ветчиной, маслом.

А на выставку привезли свое ноу-хау: упакованные специальным образом готовые обеды под маркой «Уплетаев», которые надо лишь разогреть в микроволновке.

— Такие обеды есть только у нас, — рассказал генеральный директор комбината Владимир Ерещенко. — И мы можем обеспечить ими сотрудников офисов, магазинов. Товар качественный, цена оптимальная. Обеды в вакуумной упаковке могут храниться в холодильнике 14 суток.

А Татьяна Аликова вот уже 10 лет в селе Самарском выпускает конфеты. Утверждает, что таких вкусных, исключительно с натуральными добавками — абрикосом, малиной, черносливом, халвой — никто больше не производит. О трудностях со сбытом продукции предприниматель не распространяется. Потому что тоже идет по пути создания собственных магазинов и расширения ассортимента.

— Пока мои любимые конфеты — «Одноклассница», — говорит Татьяна Михайловна. — Но, может быть, придумаем в будущем что-нибудь поинтереснее.

Уходить с такой вкусной выставки совсем не хочется. Тем более что многие ее «изю­минки» пока остались за кадром: невозможно объять необъятное. Но надо думать, что вся продукция наших «маленьких» производителей, которые быстро растут и умнеют на глазах, найдет своих поклонников и постоянных покупателей.