На базе Новочеркасского электровозостроительного завода состоялась вторая региональная конференция объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ) «Энерго и ресурсосбережение, «бережливое производство» как важнейшие направления развития регионов».
Фото/Видео: Алексей Ковтун
В ней приняли участие первый заместитель губернатора области Александр Носков, старший вицепрезидент ОАО «Российские железные дороги», президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович, заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов и представители 25 субъектов Российской Федерации.
На конференции речь шла о выполнении Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Ряд положений этого закона вступят в силу с первого января 2011 года, это будет иметь серьезные последствия для промышленных предприятий, физических и юридических лиц. Так, за нарушение норм промышленной безопасности возможна остановка предприятия на 90 суток без суда с дисквалификацией руководителей на срок до двух лет.
Участники обсуждали, как им действовать в новых условиях. В советское время была система «научной организации труда», сейчас — «бережливое производство». Как работает данная система на Новочеркасском заводе, рассказал генеральный директор Сергей Подуст.
Экономия электроэнергии на различных участках производства и внедрение автоматических конденсаторных батарей на подстанциях, которые позволяют существенно сократить потери, снизило за два года потребление электроэнергии на 17 миллионов киловаттчасов при одинаковом плане производства, что в действующих тарифах составило более 50 миллионов рублей.
Эмоциональным было выступление председателя подкомитета по энергоэффективности и возобновляемой энергетике комитета по энергетической политике российского Союза промышленников и предпринимателей Валентина Иванова. Он сделал упор на необходимости системной работы и высказал опасение, что «все уйдет в гудок», если для снижения энергоэффективности только перестанут включать чайники, заменят лампочки, и на этом все и кончится.
— Если, к примеру, в моногороде предприятие начинает снижать потребление тепловой энергии, куда девать лишнее тепло? — спрашивает Валентин Борисович. — Никто из генераторов тепла не виноват, что еще со времен Советского Союза было поставлено 100 мегаватт, а теперь их некуда девать. Без системного продвижения новых потребителей энергии вопрос не решить…
Участники конференции отметили, что предприятиями железнодорожного машиностроения накоплен определенный опыт, но не везде работа по ресурсосбережению строится системно. Необходимо выстраивать долгосрочную техническую политику по снижению энергоемкости как производства, так и выпускаемой продукции. Это соответствует общегосударственному курсу на техническую модернизацию и инновационное развитие российской промышленности.
Формирование кластера
В рамках конференции первый заместитель губернатора Александр Носков и президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве Администрации Ростовской области и некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники». Стороны планируют решать ряд важных задач, в числе которых: создание оптимальных условий для развития железнодорожного машиностроения на территории Ростовской области; активизация обмена научнотехнической, экономической и торговой информацией, стимулирование процессов создания и развития профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере железнодорожного машиностроения; осуществление работы по стимулированию спроса на продукцию железнодорожного машиностроения при осуществлении государственных заказов на поставку товаров и предоставление услуг.
Валентин Гапанович отметил, что подписание подобного соглашения — знаковое событие не только для области, но и для некоммерческого партнерства в целом. Аналогичные соглашения о взаимодействии и сотрудничестве заключены с министерствами промышленности Республик Татарстан и Чувашии.
— Предприятия Ростовской области обладают высоким технологическим потенциалом и готовы сотрудничать в качестве поставщиков с ОАО «РЖД», — заметил Александр Носков. — Научный потенциал предприятий области конкурентоспособен и перспективен. Соглашение расширяет наши возможности.