Что лучше в Новый год: повкуснее поесть или красиво одеться? В этом году логичнее отдать предпочтение изыскам в блюдах. По крайней мере, ростовчанам.

Такой вывод я сделала после общения с торговцами на рынке. Пошла туда по очень простой причине: узнать, насколько возможное повышение ставки налога на землю для рынков с 0,9 до 1,2 в Ростове в следующем году может сказаться на ценах.

— А с чего вы решили, что на ценах это вообще как-то отразится? — удивились в отделе налогового планирования и мониторинга экономического развития администрации Ростова, когда спросила у них, на самом ли деле ставку поднимут. — Может, рынки изыщут средства из внутренних резервов. И потом, Дума наш проект еще не приняла. Скорей всего, вообще не примет.

А если все-таки ставка повысится? В других муниципалитетах, например, изменения по повышению цены даже в проект не вносили (в Азове, Таганроге, Новочеркасске).

— Дополнительных резервов рынки уж точно не найдут, — говорит директор Ассоциации рынков Ростовской области Сергей Курганский. — Может повыситься не только налог на землю, еще и единый налог на вмененный доход — если коэффициент поднимут. Рынки к 2012 году должны перевести всех торгующих в капитальные строения, а для этого нужны деньги. Где их взять?.. Нам следовало бы, наоборот, помочь: предоставить льготы при подключении, кредитовании. Рынки — это же прежде всего рабочие места. Здесь мелкие производители могут сбыть свой товар. Люди с низким доходом приходят к нам, потому что только здесь можно поторговаться, сбить цену.

Администрации рынков к предстоящим изменениям относятся однозначно.

Сергей Недорезов, заместитель директора по коммерческим вопросам ООО «Квадро»:

— Арендную плату придется поднять как минимум на 30 %. Уже сейчас предпринимателей на рынке меньше, чем в прошлом году: часть мест пустует. Рост цен новых торговцев не привлечет, но прежде всего отпугнет покупателей, ведь именно им в конечном итоге придется платить больше.

Роман Геворкян, генеральный директор ООО «Нахичеванский рынок»:

— Кризис только начал отступать, это чувствуется, а здесь нужно будет поднимать цену за место на 20 – 30%! Мы отпугнем предпринимателей. Это неправильно!

Продавцы с таким мнением согласны.

Я-то никуда не уйду, — говорит Наталья. Она торгует одеждой на «Темернике». — У меня сын-студент, мать — пенсионерка, а вот моя соседка точно найдет другое место. Она одинокая. Говорит, ей проще пойти на работу с маленькой зарплатой, но стабильной.

До кризиса «вещевикам» жилось неплохо. Потом доходы у населения упали, одежду стали брать хуже. Даже цены пришлось на нее снизить. Но на покупательскую способность такие скидки повлияли не сильно. Брюки и платья прежним спросом все равно не пользуются. Поднимать цены на одежду, считают торговцы, нельзя: качественный товар брать совсем перестанут, будут больше покупать вещей дешевых, низкопробных. Так что есть основания считать, что после нового года одежда не подорожает,.

Продукты — дело другое. Если кофту носить три года можно, то килограмм картошки на неопределенный срок точно не растянешь. Оттого и в овощных рядах народа в будни больше, чем в вещевых, потому и продавцы капусты чувствуют себя увереннее торговцев шапками.

— У нас место подорожает — и мы на товар цену поднимем, — говорит Ольга, она торгует овощами на Нахичеванском рынке. — А уйти не уйдем: мы в строительство павильона, в котором теперь стоим, деньги вложили. Теперь к рынку привязаны. А вот новые предприниматели вряд ли сюда торговать придут.

Очень на то похоже, а жаль. Новые места — это дополнительная конкуренция, а конкуренция, как известно, способствует повышению качества товара и снижению его цены. Так что в конечном итоге пострадает опять-таки потребитель. А может, и нет. Ведь повышение ставки Думой пока не утверждено.