1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон №83­ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Теперь государственные и муниципальные учреждения по решению органов исполнительной власти будут реорганизованы в казенные, бюджетные и автономные. Соответственно, изменится и порядок их финансово­хозяйственной деятельности, и ведения бухгалтерского учета…

Изменения в законодательстве приведут и к определенным изменениям в работе казначейских структур. Комментирует доктор экономических наук В. Костюченко, руководитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области:

— Изменятся технологии операций, проводимых казначейством. 

При новом статусе бюджетные учреждения будут заключать не государственные или муниципальные контракты, а договоры гражданско­правового характера от своего имени. Открытие лицевых счетов автономным учреждениям будет осуществляться на основании Соглашения с учредителем.  Для учета их собственных средств и средств, предоставляемых в виде субсидий на возмещение затрат по оказанию государственных и муниципальных услуг, а также субсидий на бюджетные инвестиции, будут открываться отдельные лицевые счета.

Изменится и порядок исполнения судебных решений, ответчиками по которым будут автономные и бюджетные учреждения.

С 1 января начал работу в сети Интернет официальный сайт Российской Федерации. Теперь все государственные и муниципальные заказчики обязаны самостоятельно размещать на этом сайте информацию о заказах, о заключенных контрактах и их исполнении. То есть формируется единая по стране информационная база данных.

Размещение информации на официальном сайте, обмен документами при проведении торгов в электронной форме будет проходить с использованием электронно­цифровой подписи (ЭЦП).

Органы Федерального казначейства теперь выполняют функции технического оператора общероссийского сайта. Мы же выдаем сертификаты ключей ЭЦП нового образца.

С 1 октября прошлого года у нас и еще в 23 управлениях по России в пробном режиме начали внедрять  «Автоматизированную систему Федерального казначейства (АС ФК)». А с января программа действует в рабочем режиме. Разработчики программного обеспечения и специалисты управления работают практически круглосуточно, добиваясь устойчивой и результативной работы АС ФК.

Автоматизированная система позволяет создать единую базу данных. Существенно упрощаются технологии ведения операционной работы, а функции по ведению бюджетного учета и формированию отчетности, проведению кад­ровой работы, финансового обеспечения централизуются на уровне управления. 

Для равного и обязательного доступа к услугам Федерального казначейства теперь будут действовать 57 наших территориальных отделов —  в каждом городском округе и сельском районе области.

Изменения в казначейской системе страны, как вы видите, достаточно серьезные. Они вызовут интерес не только у финансистов, управленцев, но и у простых граждан. 

И это естественно, поскольку, например, учет на официальном общероссийском сайте всех без исключения участников бюджетного процесса в качестве заказчиков по видам работ, товаров и услуг, их количеству и суммам, затраченным из бюджетов всех уровней, обеспечивает прозрачность закупок. 

При помощи «Автоматизированной системы Федерального казначейства» можно осуществлять оперативный мониторинг исполнения и финансового состояния бюджетов.  То есть получать информацию об исполнении каждого бюджета за каждый прошедший день, проводить анализ и принимать управленческие решения.

Теперь есть возможность контроль за правильным и целевым расходованием средств бюджетов осуществлять на стадии платежной операции, то есть  упреждать финансовые нарушения.

Мне могут возразить, что органы исполнительной власти имеют свои структуры, которые уже выполняют эту функцию. Это действительно так. Но возникает вопрос: зачем создавать собственные структуры, увеличивать численность гос­аппарата, расходы и без того дефицитных бюджетов, когда на территории области есть структура федеральной исполнительной власти, которая безвозмездно, без ангажированности и конфликта интересов может выполнять упреждающие контрольные функции?

Важно понимать, что все информационные и технологические новшества Федерального казначейства — это механизмы повышения эффективности и сокращения государственных и муниципальных расходов. Чтобы эти механизмы заработали в интересах области, необходимо решение соответствующих органов исполнительной власти, серьезная подготовительная работа областных и муниципальных структур.