27 апреля 1936 года из ворот Новочеркасского паровозостроительного завода (НПЗ) вышел первый паровоз. Всего за 75 лет из ворот НЭВЗа вышло более 15 тысяч локомотивов более 60 типов.

Решение о строительстве НПЗ правительство СССР приняло 10 февраля 1932 года. Стройка была объявлена ударной. В 1935 году на ней трудились более трёх тысяч рабочих. В 1935 году было завершено строительство первой очереди завода. После изготовления деталей и узлов на первые три паровоза серии 159 узкой колеи работники НПЗ приступили к сборке. Выпуск паровоза был приурочен к 1 мая 1936 года. Городская Первомайская демонстрация была проведена на площадке Новочеркасского паровозостроительного завода. Сюда все участники торжественной церемонии прибыли на трёх первенцах НПЗ. Первым паровозом управлял А.Д. Кечеджи; вторым — И.И.Предреховский, его заместитель; третьим — Г.С.Галяпин, инженер, заместитель начальника сборочного цеха. За два года завод изготовил и передал в эксплуатацию 90 паровозов серии 159.

В 1946 году НПЗ был переименован в Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Сегодня НЭВЗ — это градо- и бюджетообразующее предприятие не только Новочеркасска, но и Ростовской области. Завод входит в состав крупнейшего машиностроительного холдинга России – ЗАО «Трансмашхолдинг». Значительные средства вложены в модернизацию производства, приобретено новейшее оборудование, внедряются инновационные технологии. Создан новый двухсистемный пассажирский электровоз ЭП20, в котором применены инновационные решения. Он станет базовым для создания нового поколения магистральных электровозов различных типов с асинхронными тяговыми двигателями.

На НЭВЗе создана принципиально новая система подготовки персонала, развивается движение наставничества, успешно действует своя молодёжная организация. На НЭВЗе действует одна из крупнейших профсоюзных организаций на Юге России. Ежегодно из ворот завода выходит новый локомотив, модернизируется производство, укрепляется социальная сфера и повышается заработная плата.