Сделать полиэтиленовую книгу для отдыхающих в бассейне, найти дополнительные шесть часов в сутках для тех, кто испытывает катастрофическую нехватку времени, открыть магазин без копейки денег…

Все ведь так просто. Те, кто это понял, приняли участие в финале регионального конкурса «Молодой предприниматель России — 2011».

Впервые этот конкурс проводился в прошлом году. Тогда победительницей заключительного этапа стала наша землячка — ростовчанка Вера Мирошниченко с проектом «Центр ногтевой моды». В этом году она занимала почетное место члена жюри. Ей, как и другим представителям судейского коллектива, предстояло выбрать тех, кто будет представлять область на окружном этапе конкурса.

В заочном приняли участие 120 действующих молодых предпринимателей из всех муниципальных образований региона. С апреля по июнь они получали онлайн консультации на сайте molpred.ru от «старожилов» бизнеса, преподавателей вузов, работников администрации области. В итоге в областной этап прошли более 70 молодых предпринимателей. Почти целый день парни и девушки доказывали членам жюри, что именно они имеют право представлять область среди других регионов Юга России.

Сначала участников разбили на проектные группы, где они должны были за полтора часа составить бизнес-проект. В нем нужно было задействовать как можно больше молодежи. Каждую группу координировал предприниматель со стажем.

— Нереальные условия, — вынес вердикт участник группы № 2 Дмитрий Голубчиков, один из разработчиков и распространителей цифровых систем, используемых при наблюдении, и высказанную им мысль было тем удивительнее слышать, что исходила она от него, молодого, умного и инициативного. — Молодежь сегодня ничего не объединяет. Она ничего не хочет делать. И организовать ее будет крайне сложно.

— Не согласна, — оппонировала ему координатор группы Мария Тавровская, директор продюсерского центра «Тема», — все зависит от того, как организовать молодежь. Это как с классической музыкой. Ее сейчас не очень слушают вовсе не от того, что она плохая, а от того, что подводить человека к ее прослушиванию сегодня нужно по-другому. Предлагаю за основу разрабатываемого нами проекта взять модную идею.

Оппонировали в группах друг другу часто, потому что были здесь и физики, и биологи, и филологи. Но не реже ребята смеялись и развивали мысли друг друга. В итоге родилось пять проектов. Они позволяли задействовать молодежь в сельском хозяйстве, организации интернет-сети, обслуживании фитнес-центров, кинозалов.

Не факт, что эти проекты когда-либо воплотятся в жизнь. Никак они не повлияли и на общие результаты конкурса. Главное, в ходе подготовки планов молодые люди перезнакомились друг с другом, и даже Дмитрий Голубчиков убедился: молодежь у нас деятельная, помощи ни от кого не ждет, сама знает, куда приложить силы.

Дальше были представлены лучшие из проектов. Они уже действуют или их только планируют воплотить в жизнь. Аршак Цотурян, студент химфака ЮФУ, сегодня пытается внедрить разработку, которая позволит преобразовывать солнечную энергию в электрическую. Его идея пока только ждет широкого применения. Аршак с ней занял на конкурсе первое место в номинации «Инновационный бизнес».

Дарья Рыжкина, студентка экономического факультета ЮФУ, стала победительницей в номинации «Школьный и студенческий бизнес». Она представляла проект своих единомышленников — туристическое агентство «Дон Робинзон». Ребята организуют поездки за рубеж и внутри области.

— Вы можете что-нибудь предложить группе иностранцев, которые уже через неделю приедут в Ростов? — спросил член жюри Дмитрий Калинин, генеральный директор компании «Вектор моды». — Плачу сразу.

— Я бы показала им донскую столицу с точки зрения сосредоточения в ней множества религий. Провела бы их по соответствующим местам…

— Прекрасно. Детали обсудим по окончании мероприятия.

Так на конкурсе рождались не только победители, но и контракты.

— По вашему мнению, чем отличается конкурс в этом году от прошлогоднего? — спрашиваю у Дмитрия Калинина. Он второй год принимает участие в конкурсе в качестве члена жюри, активно взаимодействует с ЮФУ, вовлекая студентов в бизнес: проводит консультации, берет ребят на практику на свое предприятие.

— Если раньше мы только старались создать среду, которая позволила бы появиться молодым предпринимателям, то теперь очевидно — эта среда есть. Сегодня происходит следующий этап: из нее выходят на путь предпринимательства молодые талантливые ребята. Их много. Их надо поддерживать. Некоторые из них обращаются ко мне со своими проектами. Это удивительные предложения, которые будут жить и развиваться. А самим ребятам нередко и деньги не нужны, они их уже заработали на другом деле. Но эти парни и девушки нуждаются в моральной опоре. Нужно, чтобы кто-то им сказал: «То, что вы делаете, — классно!» За этим, кстати, и конкурс нужен.

В окружной этап соревнований вышло сразу двенадцать человек. Присуждение одной номинации не предполагало продолжения участия в конкурсе. Ее могли присудить физическому или юридическому лицу, внесшему наибольший вклад в развитие молодежного предпринимательства. Победителем в ней стал Алексей Юрьевич Архипов, проректор по экономике ЮФУ.

P.S. Кстати, о тех, кто нашел в сутках двадцать пятый час или сумел открыть свой бизнес без копейки, газета обязательно расскажет.