
Кролики — это не только ценный мех, но и весомый вклад в развитие сельского хозяйства. Если, конечно, создать нормальные условия для развития отрасли.
На низком старте
В хуторе Веселом, неподалеку от слободы
Привели в порядок клетки, купили штук 200 кроликов, наняли рабочих, рассказывает директор ООО «Ростовмясопродукт» Евгений Токаев. В здании зерносклада оборудовали маточник на 450 голов. Там все соответствует современным требованиям
Сегодня ушастое поголовье составляет больше трех тысяч штук, предприятие готовится к получению сертификата на переработку собственной продукции.
Хотим продавать полуфабрикаты, делится планами Токаев. У нас уже налажено сотрудничество с супермаркетом «Тихий Дон», приличные объемы в дни забоя продаем на месте, заключили договор с «Тихорецким комбинатом детского питания», он закупает у нас крольчатину. Со сбытом проблем нет. До 20 звонков в день: такова реальная картина.
Ходьба с препятствиями
Но если со спросом и предложением проблем нет, то сказать то же самое о сборе необходимых для реализации продукции документов язык не поворачивается. Бумаги и процедуры, по идее, призванные упорядочить и обезопасить реализацию продукции, на деле становятся тормозом и препятствием не только для развития кролиководства, но даже для выживания предприятия в непростых экономических условиях.
Для того, чтобы реализовать товар, на каждую партию необходима ветеринарная справка на бланке с голограммой. Чтобы продать партию внутри области, проблем нет. А вот вывоз за границы Дона сопровождается такой канителью и волокитой, понять которую обычному здравомыслящему человеку очень сложно.
За две недели до того, как наш партнер приедет за товаром, нам необходимо написать в районную ветеринарную службу письмо и указать, что мы хотим вывезти партию кроликов, начинает перечислять Токаев. Наша районная ветслужба отправляет письмо в областное управление ветеринарии, чтобы нам разрешили вывезти этих кроликов, хотя мы сами никуда не ездим. Областная служба передает запрос в краснодарскую краевую службу: готовы ли они принять от нас кроликов? В свою очередь, «Тихорецкий комбинат детского питания» отправляет в свою краевую ветеринарную службу запрос: может ли он купить у нас кроликов. Нам краснодарцы направляют письмо, что они готовы купить. И тогда наша областная служба разрешает вывоз, который мы получаем через районную службу. Представляете, сколько времени занимает процесс «документооборота»?
Парадокс эпохи информационных технологий: отправить запрос и получить разрешение при помощи интернета нельзя. Только бумага и только почтовое отправление. Как следствие постоянная угроза сбоя в производственной цепочке. А кролиководство дело тонкое: малейшая задержка и вывозить уже будет нечего.
Претензий к районной, областной и краснодарской краевой ветеринарным службам у кролиководов нет. Закон есть закон, и каким бы он ни был, его надо выполнять. Но есть серьезные вопросы к тем, кто эти законы писал и утверждал. Большая просьба к депутатам: выступить с инициативой по упрощению существующих процедур. В том, что это можно сделать без ущерба для потребителя, не сомневается никто. Нельзя ведь сидеть сложа руки и ждать, куда ситуация вывезет. Надо работать на опережение.
Как синице стать журавлем?
Елена Подгорнова заведующая фермой, вспомнила не такие уж давние времена, когда на комплексе еще работали ее бабушка с дедушкой, у которых она пропадала на каникулах. Ей здесь знаком каждый уголок.
Потом комплекс развалился, рассказала Елена Николаевна, все селяне стали ездить на работу в Ростов. А это значит, рано вставать, уезжать на целый день из дома, поздно возвращаться. И перевелась во дворах живность.
Вот так одна проблема потянула за собой другую: не стало у людей, живущих на земле, личного подсобного хозяйства. Они превратились в «удаленных горожан». Что в этом хорошего?
Я подумала, что кролиководство сможет выполнить ту же социальную функцию, что и «большое» животноводство: вернуть людей к производству продуктов полезных, экологически чистых.
А у меня уже вот какие думки: услышала,
Мы хотим развиваться, довести поголовье до 5 тысяч и производить в год 25 тонн мяса кролика, сказал Токаев. И продавать населению племенных животных. Продавать технологии, продавать готовые клетки. Но для интенсивного развития нам нужна поддержка: мы бы не отказались от любой дотации. А для кролиководов они не предусмотрены. Вот и получается, что планов и стратегий у нас много, и все они хорошие, только с реализацией их никто не спешит. В отличие от наших ближайших соседей. На Украине французы построили автоматизированную ферму на 8 тысяч маток. Там еженедельный забой до 4 тысяч кроликов 7-8 тонн мяса.
В Краснодарском крае создана ассоциация кролиководов, им краевая администрация дала «зеленый свет»: выделяют передвижную бойню, производственные помещения. Плюс кредит без залога под поручительство администрации. Вот там открываются перспективы для интенсивного развития. А у нас?
P.S. Во время поездки губернатора Василия Голубева в Миллеровский район на открытии четвертого участка свиноводческого комплекса «Русская свинина» мы задали ему вопрос о том, какие перспективы у альтернативных отраслей животноводства? К примеру, таких пока «экзотических», как кролиководство?
Развитие животноводства это как раз то направление, на развитии которого сегодня необходимо сконцентрировать усилия. В ближайшее время селяне, сохранившие поголовье крупного рогатого скота, получат компенсации. В перспективе будем поддерживать и другие виды животноводства, в том числе кролиководство, звероводство. Над этим будет работать и министерство сельского хозяйства, и администрация.

