Ростовчанин Геннадий Константинович Холодный сам себя считает, в первую очередь, человеком техническим — изобретателем и рационализатором. В его почти невероятной биографии было и художественное училище, и музыкальная школа, а вот технического образования за более чем семь десятков жизни получить ему так и не довелось …
Зато на его «личном» счету несколько десятков различных удивительных разработок и изобретений, уникальных проектов и авторских свидетельств.
Три первых он получил еще в начале 50-х, когда самому едва исполнилось тринадцать лет. Придумал тогда ни много, ни мало уникальную сеялку для многоколосной пшеницы, роторный зерноуборочный комбайн, оригинальную лесопосадочную машину. Последнюю, кстати, как раз в те времена, когда по знаменитому плану Сталина в стране создавалась система лесополос и рукотворных лесных массивов.
Техническую науку постигал большей частью на задворках послевоенных городов и на полях недавних боев, где полно было всяческой техники разной степени разбитости, рассказывает изобретатель. Тогда, например, соорудил себе пару неплохо получившихся мотоциклов. И на долгие годы увлекся мотогонками, стал мастером спорта, принимал участие в престижных международных соревнованиях. Гонялся, правда, не на самоделках. У меня даже легендарный «Харлей Дэвидсон» собственный был. Один, верно, из первых во всем СССР
На Дону в качестве изобретателя и рационализатора Геннадий Холодный известен разве что узкому кругу себе подобных, а вот широкая публика прекрасно знает многие памятники и монументальные композиции Ростова и области, к созданию которых он имеет самое непосредственное отношение. Продолжительное время, начиная с 60-х, Холодный «зарабатывал себе на жизнь» в мастерской Союза художников, располагавшейся на ростовской набережной. Знаменитая «Тачанка», памятник на проспекте Стачки 1902 года, композиция «Трудный хлеб», что на автомагистрали «Дон-4» возле Миллерово
Было в его судьбе и личное приглашение первого тогда секретаря Ставрополья Михаила Горбачева создать монументальную композицию в их краевой столице. И сегодня на Комсомольской Горке Ставрополя возвышается 16-метровая фигура красноармейца-буденновца работы ростовского скульптора Холодного. Не раз становился Геннадий Константинович призером всесоюзных и всероссийских выставок изобразительного искусства. Во время XXV съезда КПСС на сцене президиума был установлен выполненный им скульптурный портрет вождя революции. А в далекой Италии есть его горельеф, установленный на месте штаба партизанской бригады, в рядах которой сражались с фашистами и наши соотечественники
Если художественное творчество приносило Геннадию Холодному какой-никакой достаток, то об изобретательстве-рационализаторстве такого не скажешь. Воплощение же собственных идей в реально опробованные и действующие образцы на деле весьма недешево обходятся. Потому не могу не поинтересоваться, для чего, в конце концов, члену Союза художников России нужны еще и вовсе не окупающие себя технические «мучения».
Для чего? задумывается он. Да просто интересно мне все это! Кто-то бабочек коллекционирует, кто-то деньги копит в особо крупных размерах, кто-то ледяной водой освежается, а я вот с железяками вожусь. Увлекательное, скажу вам, занятие! Когда-то
на преддипломной практике автору этих строк довелось несколько месяцев поработать технологом механического цеха одного НИИ стратегического назначения. Цех был оснащен по самому последнему слову техники. Теперь, попав в мастерскую изобретателя Холодного, я, откровенно говоря, попросту ошарашен. Это настоящий современный завод, отвечающий всем требованиям эпохи нанотехнологий.
Они здесь, конечно, реально, а не на словах, применяются, заверяет соратник и помощник «директора» Александр Нестеров. Я тоже отношусь к категории людей, что-либо придумывающих. Имею разработки по модернизации автомобильных свечей. Однажды услышал по радио о Геннадии Константиновиче, долго его разыскивал. Удивительно талантливый человек! К сожалению, изобретения, сделанные им 50 лет назад, судя по всему, будут востребованы в нашей стране этак через полвека. Вот и на Западе двигателями его конструкции не интересуются, прямо заявляя, что они для их автокорпораций попросту вредны, поскольку могут вызвать не только техническую, но и экономическую революцию. Расход топлива, к примеру, у двигателей Холодного в 3-4 раза меньше, чем у лучших отечественных и зарубежных аналогов.
Рано или поздно все эти изобретения все же нашей стране пригодятся, считает второй помощник Холодного молодой инженер Олег Шагинян. Потому руки мы не опускаем. Мне же, считаю, вообще здорово повезло: есть у кого опыт перенимать, с кого пример брать
Некоторое представление о творчестве и изобретениях Геннадия Константиновича разных лет читателю могут дать фотографии из его личного архива. Полностью же поведать о его жизненном пути одной газетной публикацией практически невозможно. Ведь случались на пути этом и служба в дальней авиации, и командирство самолетом-дозаправщиком самых грозных в мире бомбардировщиков, и личный самодельный вертолет, на котором довелось летать за 500 километров к месту выполнения одного из его архитектурно-художественных проектов. Изобретатель Геннадий Холодный оказался и неплохим
предсказателем. Так, проведя обследования Цимлянского водохранилища несколько лет назад, он с удивительной точностью спрогнозировал грядущие проблемы с водоснабжением города Волгодонска, что и произошло в действительности. А еще его очень тревожит состояние тамошней плотины. По мнению изобретателя, необходимой прочности ей хватит лишь до 2014 года. Но это, как говорится, совсем другая история. Возможно, мы к ней еще вернемся специально. До, разумеется, указанной даты.