Ростовчанин Геннадий Константинович Холодный сам себя считает, в первую очередь, человеком техническим — изобретателем и рационализатором. В его почти невероятной биографии было и художественное училище, и музыкальная школа, а вот технического образования за более чем семь десятков жизни получить ему так и не довелось …

Зато на его «личном» счету несколько десятков различных удивительных разработок и изобретений, уникальных проектов и авторских свидетельств.

Три первых он получил еще в начале 50-х, когда самому едва исполнилось тринадцать лет. Придумал тогда ни много, ни мало — уникальную сеялку для многоколосной пшеницы, роторный зерноуборочный комбайн, оригинальную лесопосадочную машину. Последнюю, кстати, как раз в те времена, когда по знаменитому плану Сталина в стране создавалась система лесополос и рукотворных лесных массивов.

— Техническую науку постигал большей частью на задворках послевоенных городов и на полях недавних боев, где полно было всяческой техники разной степени разбитости, — рассказывает изобретатель. — Тогда, например, соорудил себе пару неплохо получившихся мотоциклов. И на долгие годы увлекся мотогонками, стал мастером спорта, принимал участие  в престижных международных соревнованиях. Гонялся, правда, не на самоделках. У меня даже легендарный «Харлей Дэвидсон» собственный был. Один, верно, из первых во всем СССР…

На Дону в качестве изобретателя и рационализатора Геннадий Холодный известен разве что узкому кругу себе подобных, а вот широкая публика прекрасно знает многие памятники и монументальные композиции Ростова и области, к созданию которых он имеет самое непосредственное отношение. Продолжительное время, начиная с 60-х, Холодный «зарабатывал себе на жизнь» в мастерской Союза художников, располагавшейся на ростовской набережной. Знаменитая «Тачанка», памятник на проспекте Стачки 1902 года, композиция «Трудный хлеб», что на автомагистрали «Дон-4» возле Миллерово… Было в его судьбе и личное приглашение первого тогда секретаря Ставрополья Михаила Горбачева создать монументальную композицию в их краевой столице. И сегодня на Комсомольской Горке Ставрополя возвышается 16-метровая фигура красноармейца-буденновца работы ростовского скульптора Холодного. Не раз становился Геннадий Константинович призером всесоюзных и всероссийских выставок изобразительного искусства. Во время XXV съезда КПСС на сцене президиума был установлен выполненный им скульптурный портрет вождя революции. А в далекой Италии есть его горельеф, установленный на месте штаба партизанской бригады, в рядах которой сражались с фашистами и наши соотечественники…

Если художественное творчество приносило Геннадию Холодному какой-никакой достаток, то об изобретательстве-рационализаторстве такого не скажешь. Воплощение же собственных идей в реально опробованные и действующие образцы на деле весьма недешево обходятся. Потому не могу не поинтересоваться, для чего, в конце концов, члену Союза художников России  нужны еще и вовсе не окупающие себя технические «мучения».

— Для чего? — задумывается  он. — Да просто интересно мне все это! Кто-то бабочек коллекционирует, кто-то деньги копит в особо крупных размерах, кто-то ледяной водой освежается, а я вот с железяками вожусь. Увлекательное, скажу вам, занятие!

Когда-то на преддипломной практике автору этих строк довелось несколько месяцев поработать технологом механического цеха одного НИИ стратегического назначения. Цех был оснащен по самому последнему слову техники. Теперь, попав в мастерскую изобретателя Холодного, я, откровенно говоря, попросту ошарашен. Это настоящий современный завод, отвечающий всем требованиям эпохи нанотехнологий.

— Они здесь, конечно, реально, а не на словах, применяются, — заверяет соратник и помощник «директора» Александр Нестеров. — Я тоже отношусь к категории людей, что-либо придумывающих. Имею разработки по модернизации автомобильных свечей. Однажды услышал по радио о  Геннадии Константиновиче, долго его разыскивал. Удивительно талантливый человек! К сожалению, изобретения, сделанные им 50 лет назад, судя по всему, будут востребованы в нашей стране этак через полвека. Вот и на Западе двигателями его конструкции не интересуются, прямо заявляя, что они для их автокорпораций попросту вредны, поскольку могут вызвать не только техническую, но и экономическую революцию. Расход топлива, к примеру, у двигателей Холодного в 3-4 раза меньше, чем у лучших отечественных и зарубежных аналогов.

— Рано или поздно все эти изобретения все же  нашей стране пригодятся, — считает второй помощник Холодного молодой инженер Олег Шагинян.— Потому руки мы не опускаем. Мне же, считаю, вообще  здорово повезло: есть у кого опыт перенимать, с кого пример брать…

Некоторое представление о творчестве и изобретениях Геннадия Константиновича разных лет читателю могут дать фотографии из его личного архива. Полностью же поведать о его жизненном пути  одной газетной публикацией практически невозможно. Ведь случались на пути этом и служба в дальней авиации, и командирство самолетом-дозаправщиком самых грозных в мире бомбардировщиков, и личный самодельный вертолет, на котором довелось летать за 500 километров к месту выполнения одного из его  архитектурно-художественных проектов. Изобретатель Геннадий Холодный оказался и неплохим… предсказателем. Так, проведя обследования Цимлянского водохранилища несколько лет назад, он  с удивительной точностью спрогнозировал грядущие проблемы с водоснабжением города Волгодонска, что и произошло в действительности. А еще его очень тревожит состояние тамошней плотины. По мнению изобретателя, необходимой прочности ей хватит лишь до 2014 года. Но это, как говорится, совсем другая история. Возможно, мы к ней еще вернемся специально. До, разумеется, указанной даты.