Прошедший в Москве транспортный форум внес некоторую ясность в судьбу ряда главных инфраструктурных проектов Ростовской области.

На форуме донской край представил четыре таких масштабных проекта: метрополитен, международный аэропорт «Южный хаб», новые автомагистрали и мост в Ростове — дублер Ворошиловского моста. Они встретили благожелательное отношение чиновников правительства. Все, кроме проекта ростовского метро. Даже вице-премьер Сергей Иванов, обычно поддерживающий смелые начинания донских властей, отнесся к идее метро сдержанно, заметив, что дело это очень дорогое. Не говоря уже о министре транспорта Игоре Левитине. Тот еще год назад постарался развеять у ростовчан иллюзии по поводу реализации этого проекта, а на форуме лишь подтвердил свою точку зрения.

Другое дело — мост-дублер. Имея в виду предстоящий в 2018 году чемпионат мира по футболу, в Москве считают строительство такого объекта делом первостепенным. Ведь футбольный стадион, где планируется провести ряд игр Мундиаля, по проекту будет располагаться на левом берегу Дона, а значит, транспортная доступность туда должна быть обеспечена безоговорочно.

Что касается Ворошиловского моста, то его следует реконструировать. По словам заместителя донского губернатора — министра транспорта области Дживана Вартаняна, сначала потребуется построить новый мост рядом с уже существующим Ворошиловским, а затем заменить пролетные строения старого моста. В итоге получится проезжая часть шириной в 36 метров.

Все работы по реконструкции и строительству оцениваются в 6,6 млрд. рублей. Что, по мнению С. Иванова, может стать тяжелой нагрузкой для областного бюджета. Поэтому сейчас поставлен вопрос о финансовой поддержке проекта из федеральной казны — через механизм областного дорожного фонда.

Существенно продвинулось решение вопроса и с аэропортом «Южный хаб». Уже утверждена площадка под строительство в Аксайском районе, сейчас ведется выбор инвесторов. По оценке заместителя донского губернатора, вполне реально ввести новый масштабный объект уже в 2016 году.

Надо сказать, что первоначально пуск «Южного хаба» был намечен на 2017 год. Но побывавший на форуме и осмотревший донскую экспозицию главный транспортный эксперт Международного олимпийского комитета профессор Филип Бови уговорил И. Левитина сдвинуть этот срок на год. Похвалив инфраструктурные проекты дончан, он дал несколько дельных советов по развитию транспортной сети непосредственно в зоне стадиона. Так, по его мнению, парковки следует размещать не ближе километра от стадиона.

Г-н Бови также считает, что к матчам Мундиаля-2018 необходимо обеспечить современной транспортной инфраструктурой не только будущий стадион в левобережной части Ростова, но и специально созданные фан-зоны, где тысячи болельщиков смогут вместе наблюдать трансляцию игры на гигантских плазменных экранах. По подсчетам профессора, на матчи футбольного чемпионата, которые будут проведены на ростовском стадионе вместимостью 44 тыс. человек, реально может приехать до 220 тыс. болельщиков. Именно такое число надо учитывать при расчетах нагрузок на транспортную систему южной столицы.

Ну, а проект ростовского метро по-прежнему украшает жирный вопросительный знак. И тень от него, так или иначе, ложится и на остальные инфраструктурные проекты ближайшего пятилетия. Поэтому вопрос долго держать открытым нельзя. Тем более нельзя его закрывать. Необходимо искать разумную альтернативу. Такой мог бы стать проект метротрама — скоростного трамвая, подобного тому, что сегодня эксплуатируется в соседнем Волгограде. Кстати, в ходе недавнего опроса, проведенного на интернет-портале ростовской мэрии, за эту идею высказалось почти 40% ростовчан. Энтузиастов же подземки меньше: строительство метро поддержали 34%.