— Чтобы проекты побыстрее пускались в производство, и было поменьше бумажной волокиты, — сформулировал условия развития инженерской мысли в Ростовской области молодой ученый из ЮФУ, представляя свои работы на выставке инженерных разработок, открывающей II съезд инженеров Дона. — Обидно, когда уникальные вещи, не имеющие аналогов не только в России, но и во всем мире, так и остаются на чертежах.

О необходимости более активно использовать инженерный потенциал Ростовской области говорили и на самом съезде. Здесь собрались более пятиста представителей технической интеллигенции Дона: ученые, сотрудники научных и промышленных предприятий, ректоры технических вузов. Подобное мероприятие проходило лишь единожды, четыре года назад. По предложению губернатора РО теперь такие встречи технической интеллигенции и областного правительства будут происходить ежегодно

— Съезд инженеров должен стать не только площадкой для общения, но и инвестиционной площадкой для встреч науки и бизнеса, — предложил губернатор Ростовской области Василий Голубев. —  В свою очередь, областная власть готова слышать и готова работать над идеями, предложениями специалистов.

Губернатор акцентировал: именно на инженеров возлагается вся надежда на возрождение экономики. Однако нужны «практикующие» специалисты, которые сразу после вуза готовы работать на производстве — это задача не только для образовательных учреждений, но и для промышленников.

А власти обещают помогать в развитии инженерной мысли и повышении престижа этой профессии и организационно, и материально. Чтобы слова не расходились с делом, на съезде, впервые за постсоветский период, возродили звание «Лучший инженер Дона». Наградили одиннадцать специалистов, внесших значительный вклад в социально-экономическое развитие области, в том числе и премиями в сто тысяч.

Один из главных вопросов, которые в свою очередь задавали правительству области сами инженеры: возможна ли помощь во внедрении новейших разработок в серийное производство? Ведь в данный момент доля высокотехнологичной продукции в области составляет не более 1%, а бизнес не заинтересован вкладывать деньги в долгосрочные проекты.

— Впервые на территории области начнет действовать трехлетняя инвестиционная программа государственно-частного партнерства. Значительная часть средств будет направлена на финансирование научных исследований и их реализацию, — заверил министр экономики РО Владимир Бартеньев. — Средства будут направлены на обновление технопарка и внедрение новых технологий в промышленность области.

Готовность принимать новые разработки на вооружение власти продемонстрировали здесь же. Так, интерес посетившего выставку Василия Голубева вызвала экспозиция многоотраслевого предприятия «Комплекс», где были представлены технология и проект ремонта региональной автодороги «Азов» методом спайки. Тут же министерству транспорта области было дано поручение создать рабочую группу, которая бы изучила возможность применения новой технологии для ремонта ростовских автодорог.

… Уже после того, как высокие гости покинули съезд, собравшиеся обсудили и «специальные» вопросы. Касались они, в том числе, образа и образования современного инженера. 

— К сожалению, современная система образования мало способствует созданию полновесного инженера, заменяя его на бакалавра, — считает заместитель председателя Высшего инженерного Совета РФ Валерий Никулин. — Звание «инженер» всегда было почетным в России, это «титул» умного и знающего человека. И наша задача — возродить былое величие этого звания.

Руководители технических вузов видят выход в создание совместных с производителями кафедр в вузах, студенческих конструкторских бюро. А почетный гость съезда генеральный конструктор РКК «Энергия» Виталий Александрович Лопота, которого называют «современным Королевым», призвал коллег вспомнить основное правило инженера — работать системно, а не размениваться на «организационные вопросы». Также известнейший в России инженер посоветовал не использовать слова «высокие технологии», «инновации», «искусственный интеллект», назвав эти определения пустыми и лишенными смысла в первую очередь для производителей.

— Не бывает высоких или низких технологий, нет инноваций как таковых — есть новый, то есть инновационный стиль мышления. От таких «терминов» страдает и само восприятие работы инженеров, — пояснил он и призвал не гоняться за громкими фразами и «уникальными открытиями». — Сейчас нужны не «Кулибины» в огромных количествах, нужны настоящие высокообразованные инженеры, способные довести процесс от задумки до серийного производства.

И хотя многие из присутствующих с опаской высказались по поводу смешения функций разработчика и продавца, все-таки вывод на съезде сделали: сейчас необходимы еще и инженеры-менеджеры, которые могли бы конкретно, без «пустых» фраз объяснить смысл разработки бизнесменам и стать еще одним «мостиком» между изобретением и производством.