Рассказывая о своем бизнесе, Андрей и Ольга Приходько приводят известную фразу про чемодан без ручки: и нести тяжело, и бросить жалко. Даже когда дело только открыли, первые месяцы были уверены: это временно.

Андрей и Ольга Приходько

И когда приезжали в Региональную службу по тарифам, с недоумением смотрели на своих коллег из других муниципалитетов: «Ну как люди могут заниматься обслуживанием водопроводных сетей? Чудаки какие-то…»

А потом и сами утвердились в роли этих же чудаков. Потому что бросить свой «чемодан» невозможно. Вот уже пять лет, как существует в Зерноградском районе водоснабжающее предприятие, организованное супругами, — ООО ПКП ЖКХ «Стройсервис». Оказывает услуги в четырех поселениях: Россошинском, Большеталовском, Конзаводском и Красноармейском. Организация добывает и поставляет воду 6898 жителям 18 населенных пунктов, эксплуатирует и обслуживает 35 источников водоснабжения и 157 километров водопроводных сетей. А ведь планировали, что совсем другим займутся!

Вместе со своим товарищем и однофамильцем Анатолием Приходько Ольга и Андрей хотели открыть предприятие по выполнению строительно-монтажных работ. Анатолий работал в сфере ЖКХ, Андрей последние годы был управляющим, Ольга — бухгалтером, в общем, при организации дела опыт каждого был бы бесценен.

Но случилось так, что к Анатолию обратился глава Россошинского сельского поселения с просьбой принять на обслуживание водоснабжающее хозяйство села. Когда оно перешло на баланс поселения, глава не знал, что с ним делать. Тем более что досталось оно в весьма плачевном состоянии.

— Что в Россошинском, что в других поселениях, которые мы стали обслуживать позже, не было ни документов, ни схем расположения сетей, — рассказывает Андрей. — По закону положено, чтобы села передавали организациям на обслуживание всю инфраструктуру: и здания, и технику, и инструменты. Нам же только из Россошинского экскаватор достался, а дальше — километры старых труб. Средний возраст сетей — 35 лет, средний износ — 80%. Конечно, когда мы поняли, с чем придется иметь дело, еще больше задумались, а стоит ли?

Однако за дело взялись. И, в общем-то, оно себя оправдало. За пять лет существования предприятие никогда не оказывалось в убытке. Предприниматели сразу осознали: спасение утопающего — дело рук самого утопающего. Поэтому еще до принятия закона об энергоэффективности поставили автоматические системы на водоподъемное оборудование. В результате затраты на электроэнергию у коммунальщиков сократились в два с половиной раза. В каждом поселении они организовали свой производственный участок с должным количеством работников. Без этого населению по-прежнему приходилось бы сидеть без воды сутками. А ведь недовольные клиенты — первые кандидаты в неплательщики.

Сегодня «Стройсервис» недополучает уплату примерно от пятнадцати процентов населения. В основном это жители тех хуторов, обслуживать которые организация начала недавно.

— На днях звонили из хутора Заполосного, — рассказывает Андрей. — У меня внутри даже похолодело: нам там поначалу выказали некоторое недоверие. Но позвонили-то в этот раз, чтобы поблагодарить. Благодарили за то, что из кранов вода все это время текла каждый день. Извинялись, что поначалу усомнились в нас…

Приходько не скрывают: в их адрес поступают не только благодарности. Как правило, людей не устраивает качество воды. Пока вода пройдет через трубы, даже из кристально чистой она превращается в совершенно не пригодную для питья. Денег же на замену труб, понятно, у поселений не хватает. Однако «Стройсервис» и здесь нашел выход из положения. Правда, из-за него контрольно-счетная палата, проверяя администрацию Россошинского, вынесла замечания.

Руководство предприятия предложило: пусть поселение закупит оборудование, а всеми работами займется «Стройсервис». В результате, без составления проектно-сметной документации и проведения торгов, замена труб обошлась дешевле в 2,5 — 3 раза.

И все-таки, несмотря на очевидную смекалку, направленную на экономию и своих, и чужих средств, получить заметную прибыль коммунальщикам фактически не удается. Во-первых, сказывается специфика географии обслуживания: от самой южной до самой северной точки района — примерно 90 км. Во-вторых, повышение тарифа «съедает» всю прибыль. Однако главную проблему предприниматели видят в другом.

— К сожалению, никаких денег не хватит на то, чтобы наше хозяйство могло соответствовать всем требованиям, которые выдвигает новое законодательство, — рассказывает Ольга Приходько. — Законотворцы не разделяют горожан и сельских жителей. Не учитывают, например, тот факт, что значительная часть воды, потребляемой на селе, необходима для технических нужд. В деревне зачастую технически невозможно отключить неплательщика от общей сети. Нас не отнесли к социально значимым предприятиям, поэтому мы платим, как весь бизнес, страховые взносы в размере 34% вместо возможных 26%. А ведь у нас работают 49 человек! Уменьшение платы по страховым взносам стало бы значительным подспорьем, по крайней мере, тариф снизился бы не 3,2%.

Приходько не раз пытались обозначить эти и другие проблемы в министерстве. Их решение многое облегчило бы и удешевило бы. Однако пока жизнь к лучшему они меняют только сами как могут. К юбилейным датам «Стройсервис» преподносил подарки ветеранам Великой Отечественной и Афганской войн: полностью освободили их и членов их семей от платы за воду в течение года. Коммунальщики поддерживают школы и библиотеки. Но прежде всего руководство заботится о сотрудниках. За пять лет существования предприятия никогда не задерживалась зарплата. Поощряются юбиляры. Организовываются поездки сотрудников на отдых. В штат принимаются беременные…

— Удивительно в наше время встречать таких предпринимателей, — говорю Приходько.

— Ничуть, — уверенно заявляют супруги. — Когда люди работают в том месте, где выросли сами и где планируют жить их дети, по-другому поступать невозможно.