
Ни для кого не секрет, что московский бизнес давно и активно заходит в регионы. А теперь московское правительство приглашает региональный бизнес к себе, прежде всего компании сельскохозяйственного профиля и предприятия пищевой промышленности. Столице остро не хватает свежих натуральных отечественных продуктов, и столичные власти теперь открыто заявляют, что их волнует эта проблема.
Об этом наш корреспондент беседовала с заместителем руководителя департамента торговли и услуг города Москвы Никитой КУЗНЕЦОВЫМ.
Никита Вячеславович, легко ли накормить Москву?
В нынешней ситуации непросто. Московский рынок действительно недостаточно открыт для российских производителей. Особенно не очень крупных молзаводов, небольших мясоперерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, которые не в состоянии как аграрные мегахолдинги поставить свою продукцию сразу во все магазины крупных торговых сетей. В то же время это основное звено производства сельхозпродукции: у нас в стране 90% картофеля производится в небольших хозяйствах, в том числе в личных подсобных. И по мясу такая же ситуация, и по молоку.
Говорить о подъеме производства без развития торговли невозможно. Где же тогда производители будут сбывать свою продукцию? Единственная возможность у столицы поддержать отечественного производителя это максимально открыть рынок сбыта.
Москва наконецто решила повернуться лицом ко всей остальной России?
Можно сказать и так. По какому пути пойти? Можно бегать по городским рынкам, ставить торговать сельхозпредприятия и отгонять от них рэкетиров. А можно попробовать решить этот вопрос целостно, цивилизованными методами. Мы ставим перед собой задачу за ближайшие пять лет увеличить количество торговых площадей до 1200 метров на 10 тысяч человек. Почти в два раза это радикальное повышение! Причем речь идет о строительстве новых магазинов самого разного формата, в том числе и небольших, в шаговой доступности, и средних, и крупных. Планируется также открытие сельскохозяйственных рынков в каждом районе (сейчас у нас их всего 38, а городских районов 125).
И, наконец, один из основных мероприятий, которые сейчас уже прорабатываются, это создание в московском регионе системы крупных оптовых продовольственных рынков. Они у нас сейчас отсутствуют, а в других странах давно хорошо себя зарекомендовали. Больше всего это недостающее пока оптовое звено нужно отечественному сельхозпроизводителю, который сегодня просто не знает, куда сбыть свой товар. А вернее, ему его некуда сбывать. Эти оптовые рынки мы назвали терминалами, чтобы люди их не путали с обычными рынками. Это некая гигантская биржа, которая является сосредоточением сбыта прежде всего скоропортящейся продукции: мяса, молока, рыбы.
Это не единоецентрализованное предприятие, склад какой-то, это рынок, на котором встречаются и совершают сделки участники оптового оборота. Сюда фермеры привозят свой товар в любом количестве, тут производится входной ветеринарный и санитарный контроль. На знаменитом рынке Ранжис в Париже, который занимает 400 гектаров, работают 15 000 участников оптового оборота продавцов и покупателей.
Сюда может привести свой товар любой фермер и в любом количестве. И в тот же день и час товар этот окажется в розничной торговле, прежде всего в небольших семейных магазинах. Это прямой путь от производителя к покупателю, поэтому в парижских магазинах каждое утро такое обилие свежей продукции.
Нам тоже нужна такая система, чтобы запустить деньги розничных покупателей в наше отечественное сельхозпроизводство. Свежая скоропортящаяся продукция откуда пойдет? Из регионов!
Россия вступает в ВТО, а эта организация запрещает многие меры поддержки отечественного производителя, в том числе и прямое субсидирование. А такая вот мера государственной поддержки создание условий для сбыта продукции нашими производителями возможна в рамках ВТО. Отчасти поэтому на западе она уже создана.
Однако оптовые рынки появятся еще не завтра, а предприниматели из российской провинции уже сегодня не знают, куда девать свою продукцию.
В Москве в этом году был запущен проект развития ярмарочной торговли. Каждые выходные в разных районах города организуется свыше ста ярмарок с бесплатным предоставлением торговых мест. Приезжайте, торгуйте! На сайте нашего департамента http://dpru.mos.ru есть телефоны «горячих линий», куда можно позвонить, оставить заявку, и вам выделят место для торговли.
Приглашаем всех от крупных агрохолдингов до фермеров. Ведь в чем смысл Если вы производите 500 кг колбасы в месяц, то в Германии вы уважаемый и не бедный человек, а у нас вы с этими 500 кг будете мыкаться: куда бы их продать? Хорошо хоть сейчас можно стать с этой колбасой на ярмарке выходного дня.
Есть и еще один проект создания специализированных ярмарок. Мы предоставим возможность региональным союзам и ассоциациям потребительской кооперации, производителям, фермерам какого-то одного российского региона организовывать самим ярмарку. Мы будем выделять для этого площади и следить за соблюдением всех законодательных предписаний в области розничной торговли.
Нам нужно, чтобы Москва была завалена свежими высококачественными продуктам, и их было так много, чтобы цены упали, и люди могли выбрать на свой вкус и кошелек. Ну а производители увеличили объемы выпуска своей продукции. Хотим все это сделать как можно быстрее, чтобы производители могли уже спланировать свою посевную на будущий год под увеличенный спрос московских покупателей.
Кто будет строить оптовые терминалы?
Инвесторы, это вопрос частного бизнеса. Мы со своей стороны хотим создать необходимые условия, упростить все процедуры, чтобы минимум было бюрократических препон. Будем сейчас подбирать земельные участки, выставлять их на торги и строить, строить, и еще раз строить!
Многие донские производители сельхозпродукции жалуются на то, что их просто не пускают на городские, и особенно оптовые овощные рынки. Бытует мнение, что их «держит» «южная овощная мафия». Она действует через посредников, которые выезжают в регионы и сами закупают продукцию по назначенной ими цене. Попытки выйти хотя бы на их «начальников», чтобы убрать лишнее посредническое звено, попробовать поторговаться о цене, не увенчались успехом. Там своя жесткая иерархическая структура, которая очень четко работает.
Существует она в природе, эта «овощная мафия», или всего лишь миф?
Сейчас и в овощной торговле у нас более менее конкурентная среда. Существуют слухи, штампы, оставшиеся с прошлых времен.
Мы всячески поможем всем, кто к нам приедет торговать! А скоро все будет еще проще: приезжайте, мы вас ждем!
(Продолжение следует)

