Ни для кого не секрет, что московский бизнес давно и активно заходит в регионы. А теперь московское правительство приглашает региональный бизнес к себе, прежде всего компании сельскохозяйственного профиля и предприятия пищевой промышленности. Столице остро не хватает свежих натуральных отечественных продуктов, и столичные власти теперь открыто заявляют, что их волнует эта проблема.

Об этом наш корреспондент беседовала с заместителем руководителя департамента торговли и услуг города Москвы Никитой КУЗНЕЦОВЫМ.

— Никита Вячеславович, легко ли накормить Москву?

— В нынешней ситуации непросто. Московский рынок действительно недостаточно открыт для российских производителей. Особенно не очень крупных — молзаводов, небольших мясоперерабатывающих предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, которые не в состоянии как аграрные мегахолдинги поставить свою продукцию сразу во все магазины крупных торговых сетей. В то же время это основное звено производства сельхозпродукции: у нас в стране 90% картофеля производится в небольших хозяйствах, в том числе в личных подсобных. И по мясу такая же ситуация, и по молоку.

Говорить о подъеме производства без развития торговли невозможно. Где же тогда производители будут сбывать свою продукцию? Единственная возможность у столицы поддержать отечественного производителя — это максимально открыть рынок сбыта.

— Москва наконец—то решила повернуться лицом ко всей остальной России?

—  Можно сказать и так. По какому пути пойти? Можно бегать по городским рынкам, ставить торговать сельхозпредприятия и отгонять от них рэкетиров. А можно попробовать решить этот вопрос целостно, цивилизованными методами. Мы ставим перед собой задачу — за ближайшие пять лет увеличить количество торговых площадей до 1200 метров на 10 тысяч человек. Почти в два раза — это радикальное повышение! Причем речь идет о строительстве новых магазинов самого разного формата, в том числе и небольших, в шаговой доступности, и средних, и крупных. Планируется также открытие сельскохозяйственных рынков в каждом районе (сейчас у нас их всего 38, а городских районов — 125).

И, наконец, один из основных мероприятий, которые сейчас уже прорабатываются, — это создание в московском регионе системы крупных оптовых продовольственных рынков. Они у нас сейчас отсутствуют, а в других странах давно хорошо себя зарекомендовали. Больше всего это недостающее пока оптовое звено нужно отечественному сельхозпроизводителю, который сегодня просто не знает, куда сбыть свой товар. А вернее, ему его некуда сбывать. Эти оптовые рынки мы назвали терминалами, чтобы люди их не путали с обычными рынками. Это некая гигантская биржа, которая является сосредоточением сбыта прежде всего скоропортящейся продукции: мяса, молока, рыбы.

Это не единоецентрализованное предприятие, склад какой-то, это рынок, на котором встречаются и совершают сделки участники оптового оборота. Сюда фермеры привозят свой товар в любом количестве, тут производится входной ветеринарный и санитарный контроль. На знаменитом рынке Ранжис в Париже, который занимает 400 гектаров, работают 15 000 участников оптового оборота — продавцов и покупателей.

Сюда может привести свой товар любой фермер и в любом количестве. И в тот же день и час товар этот окажется в розничной торговле, прежде всего в небольших семейных магазинах. Это прямой путь от производителя к покупателю, поэтому в парижских магазинах каждое утро такое обилие свежей продукции.

Нам тоже нужна такая система, чтобы запустить деньги розничных покупателей в наше отечественное сельхозпроизводство. Свежая скоропортящаяся продукция откуда пойдет? Из регионов!

Россия вступает в ВТО, а эта организация запрещает многие меры поддержки отечественного производителя, в том числе и прямое субсидирование. А такая вот мера государственной поддержки — создание условий для сбыта продукции нашими производителями — возможна в рамках ВТО. Отчасти поэтому на западе она уже создана.

— Однако оптовые рынки появятся еще не завтра, а предприниматели из российской провинции уже сегодня не знают, куда девать свою продукцию.

В Москве в этом году был запущен проект развития ярмарочной торговли. Каждые выходные в разных районах города организуется свыше ста ярмарок с бесплатным предоставлением торговых мест. Приезжайте, торгуйте! На сайте нашего департамента http://dpru.mos.ru есть телефоны «горячих линий», куда можно позвонить, оставить заявку, и вам выделят место для торговли.

Приглашаем всех — от крупных агрохолдингов до фермеров. Ведь в чем смысл…Если вы производите 500 кг колбасы в месяц, то в Германии вы уважаемый и не бедный человек, а у нас вы с этими 500 кг будете мыкаться: куда бы их продать? Хорошо хоть сейчас можно стать с этой колбасой на ярмарке выходного дня.

Есть и еще один проект создания специализированных ярмарок. Мы предоставим возможность региональным союзам и ассоциациям потребительской кооперации, производителям, фермерам какого-то одного российского региона организовывать самим ярмарку. Мы будем выделять для этого площади и следить за соблюдением всех законодательных предписаний в области розничной торговли.

Нам нужно, чтобы Москва была завалена свежими высококачественными продуктам, и их было так много, чтобы цены упали, и люди могли выбрать на свой вкус и кошелек. Ну а производители увеличили объемы выпуска своей продукции. Хотим все это сделать как можно быстрее, чтобы производители могли уже спланировать свою посевную на будущий год под увеличенный спрос московских покупателей.

— Кто будет строить оптовые терминалы?

— Инвесторы, это вопрос частного бизнеса. Мы со своей стороны хотим создать необходимые условия, упростить все процедуры, чтобы минимум было бюрократических препон. Будем сейчас подбирать земельные участки, выставлять их на торги и строить, строить, и еще раз строить!

— Многие донские производители сельхозпродукции жалуются на то, что их просто не пускают на городские, и особенно оптовые овощные рынки. Бытует мнение, что их «держит» «южная овощная мафия». Она действует через посредников, которые выезжают в регионы и сами закупают продукцию по назначенной ими цене. Попытки выйти хотя бы на их «начальников», чтобы убрать лишнее посредническое звено, попробовать поторговаться о цене, не увенчались успехом. Там своя жесткая иерархическая структура, которая очень четко работает.

Существует она в природе, эта «овощная мафия», или всего лишь миф?

— Сейчас и в овощной торговле у нас более — менее конкурентная среда. Существуют слухи, штампы, оставшиеся с прошлых времен.

Мы всячески поможем всем, кто к нам приедет торговать! А скоро все будет еще проще: приезжайте, мы вас ждем!

(Продолжение следует)