Федеральный закон № 271 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ», ряд положений которого должен вступить в силу с 1 января 2012 года, претерпел изменения. Об этом сообщил на брифинге депутат Ростовской городской думы по избирательному округу № 21 — председатель постоянной комиссии по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и малому предпринимательству Игорь Бережной.

Коррективы коснулись самого болезненного для россиян положения, которое, на первый взгляд, должно было усовершенствовать работу рынков. В соответствии с этой нормой закона с 1 января 2012 года все розничные рынки крупных городов с населением более 500 тысяч человек должны были перейти в капитальные строения.

— Но кроме проблем с реализацией продукции местных сельхозпроизводителей, снижения налоговых поступлений в местные бюджеты, роста безработицы и угрозы продовольственной безопасности такая скоропалительная перестройка ничего бы нам не дала, — подчеркнул депутат. — На мой взгляд, отсрочка вступления в силу этого положения на год говорит о том, что и в обществе, и среди депутатов Государственной думы созрело понимание: закон о рынках нужно исправлять.

Всем ростовчанам, депутатам городской думы, членам Ассоциации рынков Ростовской области это очевидно. Разве можно представить сегодня наш город без Центрального рынка? Он — неотъемлемая часть города, его истории. Визитная карточка Ростова. Через него в день проходит до 100 тысяч покупателей! Мясной павильон продает за год 16,5 тысяч тонн свежайшего мяса, что не по силам всем торговым сетям вместе взятым. Он дает работу не одной тысяче людей. И его надо закрыть из-за того, что рынок «не втискивается» в рамки наспех принятого закона?!

Центральный рынок

— Мы весьма скрупулезно анализировали ситуацию в Ростове и убедились, что за такой короткий срок — от года до трех — возвести капитальные строения невозможно, — констатировал Игорь Владимирович. — К примеру, дирекция одного из ведущих городских рынков подсчитала, что на «перестройку» ей необходимо около 978 миллионов рублей! Это где такие средства взять? Кредит оформить? А затраты переложить на торгующих? Но насколько эти затраты разумны и оправданы? Генеральный директор Центрального рынка Юрий Муковоз построил полгода назад капитальное сооружение под фруктовый павильон. Туда можно экскурсии водить: все очень современно, достойно высшей похвалы, как и требует закон. Только продавцов и покупателей нет. Вложили в этот «памятник 271 закону» 49 миллионов рублей. И окупится он не меньше, чем за десять лет. При условии, что торговое место здесь будет стоить около 800 рублей. Но где взять желающих платить такие деньги? У продавцов не лежит душа к помещению из стекла и металла. И покупатели его не жалуют. Ведь многие идут на рынок потому, что могут купить фрукты дешевле, чем в магазине. А тут дешевле не получится: слишком дорогой павильон…

И оптовые рынки сегодня нужны селу

Управляющая компания одного из рынков провела небольшой анонимный опрос среди торгующих. Их спросили: согласны ли они из-под навесов перейти в капитальные сооружения? 99,9 процента опрошенных ответили — нет.

Казалось бы, тем, кто пишет законы, должно быть понятно: что хорошо в Челябинске, в северных городах, не приживется на юге. Надо больше доверять местной власти, ведь в каждом регионе — своя специфика.

К примеру, одно из требований нового закона «О рынках» гласит, что на пять тысяч торгующих должна быть тысяча парковочных мест для автомобилей. Как же это исполнит администрация Центрального рынка Ростова, если он — в самом сердце города находится уже больше двух веков, а Ростов из всех миллионников занимает самую маленькую площадь? Ну нет в центре города свободной земли под такую парковку. Еще один предлог для закрытия рынка!

И другая сторона вопроса: а мы готовы создать новые рабочие места для тех, кто при этом потеряет работу?

Только в Ассоциацию рынков Ростовской области входят более 40 различных ООО, ЗАО, муниципальных предприятий и рынков потребительской кооперации. Это — тридцать тысяч человек. А если посчитать всех, кто на этих рынках завязан: подвозит, хранит, выращивает продукцию? Куда ни посмотри — одни проблемы и потери.

А если мы заглянем «за черту города», то поймем, что для сельских рынков, которым переход в капитальные сооружения назначен на 2015 год, это положение закона обернется настоящей катастрофой. Небольшие рынки с хорошей выручкой работают, в основном, один-два раза в неделю. Им-то откуда взять средства на капитальные сооружения? Значит, на селе рынков не останется?

Но народ все равно найдет выход из ситуации

Между тем рынки — это реальная и вполне насущная потребность и горожан, и селян с не очень высоким достатком, и тех, кто хочет питаться продуктами «с грядки».

— Рынки, по большому счету, надо не закрывать, а развивать, — подвел итог беседе Игорь Бережной. — Иначе крупные сети возьмут всю торговлю в свои руки. И цена на зарубежные модифицированные продукты будет существенно ниже, чем на те, что выращены нашими крестьянами. Ради чего мы должны отказываться от добротного местного продукта в угоду зарубежному, менее качественному?

Да, порядок на рынках должен быть: совместно с администрацией города мы смотрели, какие рынки нужно закрыть, какие трансформировать. Те, что являются социально значимыми, должны быть сохранены. Какие-то рынки могут поменять форму собственности, стать ярмарочными комплексами, те, что не востребованы, пусть закрываются. В итоге в Ростове из 78 рынков 57 сохранили свой статус. А если еще и законодатели сделают шаг навстречу и внесут изменения в те положения закона «О рынках», исполнению которых пока дана лишь отсрочка, и освободят рынки от чрезмерного регулирования, то от этого выиграют и продавцы, и покупатели.

Фото автора и Алексея Ковтуна