
По звукам, которые доносятся со стороны двора Яковлевых, можно подумать, что у них обычное подсобное хозяйство. Слышны крики петухов, мычание коров. Когда же прислушаешься, понимаешь: то совсем не домашние куры кричат, да и мычание какое-то странное…
Кто мычал
У Яковлевых в огромных загонах, накрытых сетками, сидят фазаны. Вот они-то периодически и кукарекают. Сейчас у Яковлевых три загона. В каждом примерно по триста птиц. Если одна начинает петь, а остальные подхватывают, получается, ох, как громко! Дикие фазаны, услышав клич домашних собратьев, нередко выходят из камышей и начинают им вторить.
А вот подхватывать мычание некому, разве что соседским буренкам. Но они-то в отличие от людей наверняка знают: не их собратья это кричат. А вот я, попав к Яковлевым, сразу и не поняла, что к чему. Оказалось, мычали самцы африканских черных страусов. Их у Яковлевых двое. Еще есть три самки. Ресницы длинные, пушистые. Перья пышные. Хотя, как это часто бывает в животном мире, самцы все-таки оказываются выразительнее своих подруг. Самки серые, а самцы с черными блестящими волнистыми перьями. Объясняется такой наряд вовсе не тем, что мужские особи должны привлекать к себе женскую половину, а тем, что в природе именно они, а не самки высиживают яйца. Ночью же заметить черную птицу куда труднее, чем серую. Зато чем уж точно похожи страусы друг на друга, вне зависимости от пола, так это любопытством. Они прибегают на всякий шум, на любые изменения. Когда мы заглянули с хозяином в сарай, там был один самец. Он посмотрел на нас. Выскочил на полминуты и вернулся уже со всеми своими сородичами. Любопытные птицы просовывали головы к объективу (судя по всему, хотели попробовать камеру на вкус). Позировали. Свою красоту страусы любят показать.
Страусят много не бывает
Страусино-фазанье хозяйство ведут отец и сын Яковлевы. Отец Василий Андреевич раньше перекрывал крыши, сын Алексей уезжал работать в Ямало-Ненецкий автономный округ. Когда вернулся, возникла у них с отцом мысль собственное дело открыть. Яковлевых птицы всегда интересовали. А тут словно сама судьба подсказала. Буквально через несколько дней после возвращения Алексея с Севера показала ему мама материал в газете, где писали о том, как у нас в области кто-то страусов выращивает. Как это интересно, перспективно и прибыльно.
В тот же год Яковлевы купили первую партию страусят и цыплят фазана. Привезли их из-под Тамбова в Волгодонск, где жили сами в частном доме. Сразу же встал вопрос: где размещать птицу, когда она подрастет.
Остановились на участке в хуторе Великанове Морозовского района. Участок большой, площадью в 1 га. Находится на окраине деревни. Рядом речка течет. Домик стоит, старенький, но жилой, и, что очень важно, большой сарай есть. Раньше в сарае выращивали нутрий. Но постройку можно было приспособить и под другие нужды.
Конечно, работы по преобразованию участка предстояло много, но перевезти туда подросших цыплят было можно. Так в 2008 году страусы и фазаны переехали из Волгодонска в Морозовский район. Туда же Василий Андреевич привез и новую партию молодняка из-под Тамбова.
К сожалению, из первого десятка у Яковлевых осталось только трое страусов, из второй восьмерки двое. А вот фазанов в зависимости от года насчитывается до двух двух с половиной тысяч. Яковлевы выращивают охотничьих фазанов для продажи в охотхозяйства. Хорошо у них раскупают декоративные породы. Таких птиц многие сегодня стали держать, чтобы украсить свои дворы.
О «танцоре» плакать не стали
Яковлевы говорят, что обе птицы неприхотливы. Едят траву, комбикорма, переносят и жару, и морозы. Но, конечно, есть и особенности выращивания, без знания которых успеха в деле не будет. И выращивать страусов тем сложнее, что птица эта экзотическая. Местные ветеринары с ней не знакомы. А та теория, которую можно встретить в журналах и Интернете, нередко бывает все-таки далека от практики. Например, птичники рассчитывали получить потомство от страусов на второй-третий год. Во всех пособиях пишут, что именно с этого периода самки начинают откладывать яйца. Но нигде не говорилось, что вылупятся страусята из этих яиц на пятый-шестой год. Об этом предприниматели узнали только на практике.
Слышали Яковлевы и о том, что слабое место страусов это ноги. Чтобы конечности не ломались под тяжестью тяжелой туши, у птиц должно быть и правильное питание, и даже соответствующая организация загона. Казалось, Яковлевы все учли, но тем не менее из восемнадцати привезенных страусов у них сегодня осталось лишь пять. Одна семья сегодня сформирована (в неволе страусов, как правило, держат по трое: две самки и один самец). В другой не хватает самца. Подобрать ему еще одну подругу может оказаться непросто. Стоят страусы дорого. Взрослая тройка от 120 тысяч рублей. Но при этом они могут не сойтись характерами.
Вообще характеры у страусов ярко выраженные. Одни «мягкие» и «добрые». К другим страусам хозяева приближаются с опаской. Есть даже особи, которые, разгоняясь, разбивают бревна, из которых сколочен загон. У Яковлевых таких не было. Зато один страус у них оказался «любителем искусства».
Страусы танцуют на ветер. Бегают по загону и кружатся вокруг себя. Только если все кружатся на двух ногах, «любитель искусства» старался выделывать фигуры на одной. Второй он как бы отталкивался. В результате нагрузка на опорную ногу увеличивалась, нога повредилась. Пришлось «танцора» зарезать и съесть Мясо у страусов вкусное. Похоже на говядину. Так что никто о «танцоре» плакать не стал. Кстати, мяса у страусов много. Взрослый африканский черный страус достигает 150 килограммов.
И мясо, и туризм
В этом году у Яковлевых появились первые страусята. Всех их раскупили. Оказывается, желающих разводить страусов и по области, и по России хватает. Яковлевым это на руку. Пока у предпринимателей мало опыта и недостаточно средств, такое положение дел позволило им остановиться на продаже молодняка. Когда же отец с сыном до конца обустроят ферму, можно будет вспомнить и о первоначальных целях, о том, что планировали разводить страусов на мясо и яйца. Их будут поставлять в рестораны. Страусовую кожу купят для портмоне и сапог, перья для украшения сценических костюмов
Яковлевы возводят хозяйственные постройки, приобретают необходимое оборудование. Недавно купили станок для вакуумной упаковки мяса. Помогла субсидия из средств муниципального бюджета на пополнение средств, потраченных на закупку оборудования.
Яковлевы вообще активно пользуются теми формами поддержки, что предлагает государство. Они-то и ИП оформили, когда стартовала программа по поддержке безработных, решивших открыть свое дело. А сегодня и сами создают рабочие места. Пока для работы на ферме взяли двух человек. В будущем возьмут еще.
Предприниматели рассчитывают сделать ставку и на туристический бизнес. Для этого хотят обустроить территорию во дворе и на берегу протекающей рядом реки. Песок привезут, закусочную поставят. Думают, к ним большей частью школьники на экскурсии будут ездить. Знакомиться с миром живой природы воочию.
Пока же Яковлевы с утра до вечера занимаются отделкой построенных помещений, смотрят за птицей, постоянно оформляют какие-нибудь документы: то на субсидии, то на кредит, то для отчетности. Стараются чаще бывать дома в Волгодонске. А еще иногда ходят на рыбалку. Надо же лично опробовать то, что, возможно, будут предлагать туристам и отдыхающим

