Каждый человек рождается для какого­то дела, писал Эрнест Хемингуэй. Этот простой тезис всей своей жизнью подтверждает генеральный директор ОАО «Роствертол», депутат Законодательного собрания Ростовской области, почетный гражданин Ростова­на­Дону Борис Николаевич Слюсарь.

О таких людях писать, с одной стороны, легко, а с другой — трудно. Легко, потому что сделано им в жизни очень многое — только успевай перечислять. Трудно по той же причине — попробуй, выбери главное, самое значительное, чтобы образ не получился приглаженным, сверхидеальным, а значит — искаженным…

Слюсарь жил и живет очень непростой жизнью идущего сквозь преграды человека, поднимающегося в гору.

На этом пути Борису Николаевичу приходится сталкиваться с самыми разными людьми, их характерами и судьбами. При этом — уметь отличать истину от притворства, деловитость от суетливости, доброжелательность от угодничества.

Тот, кто знает Слюсаря мало, считает его чересчур жестким, ничем, кроме производства, не интересующимся. Многие его побаиваются. И не без основания — разгильдяям, рвачам и просто непорядочным людям спуску от него не бывает. Но характер Бориса Николаевича не так уж однозначен, да и жесткость — всего лишь инструмент достижения цели, стремление делать дело профессионально.

Помню, как он помог установить купола на стены возведенного храма на своей родине в станице Павловской. Тогда наш вертолет Ми­-26 выполнил работу уверенно и красиво, несмотря на порывы сильного осеннего ветра с мелким дождем. Станичникам был подарен настоящий праздник.

Мимо оживленных веселых людей ходил Борис Николаевич. В толпе было много молодежи, и мало кто знал его в лицо. А он и не стремился быть узнанным. И никакой «пиар­акции» из этого не делал. Вообще напоказ ничего не выставляет. Хотя помогает очень многим. Без него, к примеру, вряд ли стало бы возможным открытие заводского музея. Или постоянная помощь пенсионерам предприятия, особенно — участникам Великой Отечественной войны и трудового фронта.

Б.Н. Слюсарь является председателем Совета директоров промышленных предприятий Ворошиловского района, членом президиума городского Совета директоров, президентом Ассоциации «Высокие технологии», объединяющей предприятия ВПК Ростовской области.

Борис Николаевич — почетный авиастроитель и машиностроитель России, доктор Российской академии транспорта, почетный доктор Донского государственного технического университета, действительный член Российской академии транспорта, член­корреспондент Российской инженерной академии, действительный член Академии изучения проблем национальной безопасности. В 2003 году избран депутатом Законодательного собрания Ростовской области. В марте 2008 года переизбран на следующий срок. В сентябре 2004 года решением городской Думы генеральному директору «Роствертола» присвоено звание «Почетный гражданин города Ростова­на­Дону».

Уже несколько лет Борис Николаевич возглавляет кафедру «Авиастроение» ДГТУ, действующую на «Роствертоле». Образование здесь получили десятки специалистов, занимающие сегодня ключевые позиции в заводском технологическом процессе.

А сам Борис Слюсарь пришел на завод после окончания училища № 8 в июне 1960 года слесарем­сборщиком цеха № 43.

Сюда же, на завод, вернулся после завершения трехлетней службы в Войсках стратегического назначения. Пошел в цех № 40, где был слесарем, мастером, старшим мастером, освобожденным председателем цехкома.

В 1971 году Борис Николаевич без отрыва от производства окончил Ростовский институт сельхозмашиностроения (ныне ДГТУ). А через семь лет его выдвинули в профком предприятия…

По инициативе М.В. Нагибина Б.Н. Слю­сарь был назначен заместителем генерального директора по материально­финансовым вопросам, а позже — первым заместителем по управлению финансами.

31 марта 2000 года внезапно скончался М.В. Нагибин, и в начале апреля Бориса Николаевича Слюсаря единогласно избирают генеральным директором ОАО «Роствертол».

Были и те, кто сомневался: сможет ли новый генеральный достойно вести дела, хватит ли ему «пороху» в непростых экономических условиях? Ответ на эти вопросы Борис Николаевич дал быстро. Уже в первый год его директорства предприятие увеличило все основные показатели…

«Роствертол» сегодня — это современное производство мирового уровня. Милевские ударные вертолеты типа Ми­24/35, которые производятся здесь, прекрасно зарекомендовали себя более чем в 20 странах мира. Они доказали свою надежность в самых сложных боевых ситуациях.

Вертолет Ми­-26Т не имеет аналогов. Только эта машина способна перевозить грузы весом до 20 тонн в грузовой кабине или на внешней подвеске.

Во многом благодаря личной инициативе Б.Н. Слюсаря успешно прошел испытания и стал серийно выпускаться всепогодный вертолет Ми­-28Н «Ночной охотник», осваивается производство легких гражданских вертолетов Ми­2А, Ми­60 МАИ…

Труд Б.Н. Слюсаря по достоинству оценен. Он награжден орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За трудовую доблесть», «Ветеран труда», «300 лет Воздушному флоту», православным орденом преподобного Сергия Радонежского. Академия общественного признания, национальная личность и фонд «Ренессанс» удостоили Б.Н. Слюсаря престижного диплома «Человек на своем месте». 

Вчера Борис Николаевич отмечал свой юбилей. Присоединяемся ко всем поздравлениям и желаем крепкого здоровья, новых свершений и побед. 

Анатолий РОЩУПКИН