
Еще осенью прошлого года на рассмотрение Госдумы был внесен законопроект, у которого, как отмечали тогда многие эксперты, нет будущего. Речь идет о введении государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции.
С одной стороны, вся история России страны, которая неоднократно устанавливала монополию на алкоголь, свидетельствует об исключительной полезности такой меры для государственного бюджета. Это и цифры подтверждают. Например, в 1913 году, о котором часто говорят, что это был год наибольшего экономического расцвета России, поступления от государственного производства и реализации винной продукции достигали 26 процентов всех доходов бюджета. А в советское время, к 1985 году, продажа водки обеспечивала до трети поступлений от всего товарооборота пищевой продукции.
С другой стороны, когда в 1992 году, в начале «шоковой терапии», госмонополия на алкоголь была упразднена, этот вид бизнеса сразу вошел в разряд самых прибыльных. В России быстро сформировалась частная, коммерческая
И вот сегодня новость номер один сообщение, которое недавно озвучил Интерфакс. По данным информагентства, возможно возвращение к государственной монополии на производство и реализацию алкогольной продукции. Полугодовой давности законопроект будет реанимирован и даже дополнен новыми жесткими положениями. Например, о том, что не исключается государственная монополия даже на розничную продажу вина и водки. Такое предложение рассматривается в проекте отзыва правительства на законопроект о водочной госмонополии.
Если такой закон будет принят, то это будет самое значительное решение за всю историю 2000-х годов. По сути дела, полностью подвергнется перестройке работа отрасли, которая не будем фарисеями и признаем это имеет особое значение для каждого жителя нашей страны. Спросите у любого владельца небольшого продуктового магазина, имя которым легион, на чем он получает прибыль, и тот без запинки ответит на продаже спиртного. Благодаря чему выжили все эти мелкие ларьки, разбросанные тут и там по спальным микрорайонам наших городов? Только благодаря тому, что продолжают продавать пиво, и зачастую в позднее время, когда цивильные магазины уже закрыты. Например, у нас в Таганроге самые процветающие оптовые компании как раз те, которые занимаются алкоголем. Попасть туда на работу даже рядовым коммерческим представителем практически невозможно, зарплата не ниже 30 тысяч рублей в месяц. Прибавьте сюда весьма обширный, по оценкам специалистов, «черный» рынок контрафактного алкоголя, с которым борются уже много лет, но без большого успеха.
Вводить госмонополию на алкоголь означает фактически необходимость ломать всю эту систему. В проекте предусматривается, что производить и реализовывать алкоголь на территории России смогут только предприятия, в уставном капитале которых не менее 50 процентов государственное участие. При этом необходимо будет сформировать интегрированную государственную оптовую сеть продажи алкогольной продукции. И если законодатели учтут правительственные замечания, то обязательно появятся государственные магазины розничной торговли водкой и вином. Судя по всему, речь не идет о конкуренции параллельно с негосударственными коммерческими структурами. Водкой торгует только государство и больше никто!
Мое личное мнение дело это хорошее. Может быть, благодаря госмонополии качество российского алкоголя значительно возрастет? Кроме того, если стана у нас такая пьющая, и многие готовы отдавать свои кровные за бутылку горькой, так лучше пусть с этого доходы получает российский бюджет, а не частные коммерческие компании, и уж тем более не подпольные цеховики. Деньги стране пригодятся на повышение зарплат бюджетникам, на решение социальных проблем, на модернизацию и создание новых рабочих мест. Опять же давно пора нанести сокрушительный удар по рынку поддельного алкоголя. Если водка будет продаваться в государственных магазинах, то туда контрафакт не попадет. Сегодня «черный» рынок алкоголя как бы растворяется в коммерческой сети, а при госмонополии он будет весь на виду: выявлять подпольные цеха будет легче, а продать поддельную водку труднее.
Одно беспокоит: как бы этот законопроект не оказался потихоньку спущен на тормозах. Надо быть реалистами и понимать: компании, производящие и реализующие алкоголь, имеют огромные возможности для лоббирования своих интересов. И чтобы ввести государственную монополию, понадобится жесткая воля самого государства.

