Рельсы все чаще рассматривают не только как надежный способ сообщения на дальние расстояния, но и как основное связующее звено между различными видами городского транспорта внутри мегаполиса и в его окрестностях. Что подтверждает услышанное на недавнем московском «Пассажирском форуме – 2012». Организатором его выступила компания «Бизнес Диалог» в партнерстве с ОАО «Российские железные дороги» и Федеральной пассажирской компанией при поддержке Минтранса России.

Трамвайный ренессанс 

Более 300  участников форума, среди которых были ведущие специалисты федеральных министерств и ведомств, парламентарии, топ-менеджеры транспортных компаний, в ходе дискуссий пришли к выводу: день, когда преобразование транспортной  инфраструктуры мегаполисов пойдет, если можно так выразиться, по рельсам, недалек. 

И пусть не покажется вам такой вывод парадоксальным. Пробки и угроза транспортного коллапса, которые принесла с собой буйная автомобилизация, заставляют менять приоритеты.

Современный скоростной, комфортабельный трамвай в списке видов городского транспорта, по заключению специалистов, оставляет позади даже метрополитен. Метро же начинает уступать не только трамваю, но и электропоездам. Последние все чаще демонстрируют убедительные конкурентные преимущества перед ползущими в многокилометровых пробках автобусами. Среди этих преимуществ не только скорость, но и экологичность занимает не последнее место. Достаточно вспомнить так  быстро завоевавший популярность среди москвичей и гостей столицы «аэроэкспресс», связавший центр Москвы с ее аэропортами. Алексей Криворучко, гендиректор ООО «Аэроэкспресс», убежден:

—  Наземный рельсовый транспорт в потенциале имеет все преимущества перед подземным…

Метро — не панацея

Стоит, наверное, задуматься над этими словами и у нас на Дону, где не утихают споры вокруг вариантов решения транспортной проблемы Ростова. Вот уже вроде и курс на строительство метро взят, но… Слишком много «но» вокруг этой темы. Геологические особенности, безумная дороговизна проекта, сопоставимая с размерами областного бюджета… А еще прав, наверное, донской губернатор Василий Голубев, когда предупреждает:

— Метро само по себе не способно избавить Ростов от пробок…

Иными словами, необходимо уже сейчас формировать систему, где будут четко взаимодействовать все виды городского и пригородного транспорта. И даже больше: в рамках которой все они будут объединены. Задача сложная: ведь виды транспорта числятся за разными ведомствами и проходят по разным формам собственности. И при этом они должны ориентироваться на пассажира — рядового горожанина, не имеющего возможности платить большие деньги.

Но все разработки окажутся наукообразной макулатурой, если не начать мыслить категориями агломерации. Скажем, взять курс на сокращение использования личного транспорта, число которого уже зашкалило все разумные пределы. Ясно, что здесь нужно действенное сочетание административных и экономических методов. Образно говоря — кнута и пряника. Что весьма убедительно продемонстрировал английский бизнесмен Пол Пристман, показав участникам «Пассажирского форума-2012» ролик с социальной рекламой. Там с истинно английским юмором было продемонстрировано, как нужно убеждать пассажира пересаживаться с автомобилей на поезда. Рассказал англичанин и о мерах, которые его компания с этой целью предпринимает. Для этого качество подвижного состава, начиная от внутреннего дизайна и заканчивая меню ресторана, должно быть конкурентоспособным. Вывод г-на Пристмана:

— Даже в эконом-классе необходимо помнить: пассажир должен в итоге предпочесть железную дорогу…

Далее требуется посмотреть, имеется ли максимально удобный общественный транспорт на наиболее напряженных маршрутах и как он используется. Ведь даже в продвинутой Москве проблема эта далеко не решена. По оценке первого заместителя руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Евгения Михайлова, «мы неправильно используем маршрутную сеть, которую имеем». Если в одном месте с маршрутами густо, то в другом — зияет пустота. И в связи с этим столичный чиновник поставил вопрос о возрождении системы легальных такси с оплатой проезда по европейским тарифам.

Хорошо забытое старое

С последним можно было бы и поспорить: на европейский уровень доходов у нас могут пока претендовать лишь Москва да сидящие на «трубе» Тюменская область и Ханты-Мансийский АО. Донскому краю до такого благоденствия далеко. Но это не означает, что нам не нужна привлекательная для граждан система городских и пригородных пассажирских перевозок. И основой такой системы может и должен стать рельсовый транспорт. А в качестве первого шага в донском мегаполисе стоит, пожалуй, подумать о возрождении так называемой городской электрички. Она была в ходу в Ростове лет 40 с лишним назад, но, что называется, себя не показала. Хотя в нужности ее сегодня сомнений нет, над организацией дела надо еще думать.

С введением в строй Южного хаба в Аксайском районе непременно возникнет потребность в пуске «аэроэкспресса». Причем, в отличие от московских, линию ростовского «аэроэкспресса» можно безболезненно насытить остановками, что привлечет дополнительное число пассажиров, едущих по городу. Хотя при этом не стоит сбрасывать со счетов мысль того же П. Пристмана, считающего, что «дорога на экспрессе в аэропорт должна напоминать роскошный зал ожидания».

Ну и, конечно, метро, на глазах превращающееся в «голубую мечту» ростовчан. Здесь следует иметь в виду не только триумфальные проекты. Есть ведь и совсем свежие провалы: в ставшем недавно миллионником Красноярске начатые много лет назад тоннели метро сегодня готовы чуть ли не зарыть. Ни сил, ни средств на строительство нет.

Не отказываясь от идеи метро,  у нас стоит, наверное, присмотреться к опыту соседнего миллионного Волгограда с его «метротрамом» — заглубленным скоростным трамваем. Непонятно почему, но вариант этот у нас даже не обсуждается. Спорят обо всем: о монорельсе,  о совсем уж экзотической канатной дороге над Доном — только о «метротраме» молчат. А ведь это то самое зримое воплощение идеи интегрирования различных видов рельсового транспорта. Да и привлечь в такой проект капитал на условиях государственно-частного партнерства проще. Проще найти и равновесие между экономической прибыльностью и социальной значимостью.

На велосипеде — за электричкой

 Во время церемонии закрытия форума организаторы подвели итоги интерактивной акции «Предложи решение транспортной проблемы Москвы», организованной  компанией «Бизнес Диалог». Приз: самое экологичное и мобильное в условиях современного мегаполиса средство передвижения — велосипед — получил  молодой москвич. Стержнем его концепции оказался рельсовый транспорт, чье грамотное использование открыло широкий простор для велосипедного движения.

Тут бы, поаплодировав победителю, распространить его выводы и на ростовскую реальность. Представить ожидающее нас рельсово-велосипедное благоденствие и поставить в нашем рассказе жизнеутверждающую точку. Только на глаза некстати попадается информация о намерении городских властей решить проблему парковок за счет урезания тротуаров и размещения машин на газонах, и без того становящихся в Ростове уходящей натурой. И понимаешь, что до подлинно эффективного комплексного решения транспортных проблем южной столицы еще не близко. Так что пока только многоточие…