Сложная финансово-экономическая ситуация на Таганрогском автомобильном заводе, похоже, выливается в беспрецедентное по своим масштабам массовое увольнение работников.
Как стало известно на последнем заседании областной межведомственной комиссии по организации взаимодействия государственных органов при осуществлении контроля за соблюдением трудового законодательства, под сокращение могут попасть  более двух третей работников предприятия. Это почти 2,6 тыс. человек из тех 3,7 тыс., что сегодня трудятся на ТагАЗе.


По заявлению члена совета директоров ТагАЗа Бориса Лютова, только такой шаг позволит заводу не наращивать долги по зарплате. Они на сегодняшний день составляют 28,6 млн. рублей, и ТагАЗ наряду с «Донской водной компанией» является крупнейшим в области должником по этой позиции. Заметим, что общая задолженность по зарплате донских предприятий небюджетной сферы составляет 47,9 млн. рублей.

При сокращении персонала оставшиеся работники смогут получать зарплату без задержек. Тем же, кто попадет под увольнение, завод должен будет выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Кроме того, в течение периода трудоустройства, но не более трех месяцев, за работником сохраняется его средний заработок.

Нетрудно догадаться, с какой тревогой воспринято известие о намерениях руководства ТагАЗа в правительстве области. Заместитель губернатора Сергей Бондарев тут же  поручил мэру Таганрога и руководителю городской службы занятости проработать возможные  варианты трудоустройства сокращаемого  на автозаводе персонала.

По мнению ряда экспертов, объявляя о намерении пойти на сокращение,  руководство ТагАЗа  преследует, помимо чисто экономических, как минимум, две политические цели. Во-первых, топ-менеджеры предприятия рассчитывают таким образом оказать определенное давление на крупнейшего своего кредитора — «Сбербанк», а во-вторых, хотят привлечь внимание к ситуации, сложившейся на заводе, областных, а  возможно, и федеральных властей.

Стоит напомнить, что буквально несколько месяцев назад предбанкротная ситуация на ТагАЗе, казалось, начала смягчаться. Завод сумел договориться со своими крупнейшими кредиторами  реструктуризации задолженности на достаточно выгодных условиях. Сбербанк реструктурировал долг на пять лет, а ВТБ, подписав с заводом мировое соглашение, даже пошел на снижение процентных ставок. При этом активное участие в разрядке ситуации вокруг Таганрогского автозавода принял Владимир Путин. И даже апрельское обращение ТагАЗа в суд с иском о собственном банкротстве при таком раскладе не казалось фатальным.

Сегодня Арбитражному суду Ростовской области  предстоит рассмотреть этот иск. Пока же кредиторы завода и, в частности, Сбербанк заявляют о неготовности идти на новые уступки должнику. Что же касается внимания властей, то его хватало раньше, и нет в нем недостатка и сейчас. И не только на областном уровне, где предприняты шаги, о которых было сказано выше. Побывавший на днях в Ростове председатель Счетной палаты России Сергей Степашин, по его словам, обсуждал тему ТагАЗа с донским губернатором Василием Голубевым. Судя по всему, собеседники пришли к единому мнению: все происходящее на ТагАЗе — результат неэффективного управления. Коль скоро это так, то необходимо менять собственника предприятия и даже форму собственности. О чем С. Степашин заявил вполне откровенно, указав, что полученный ТагАЗом кредит был использован «как минимум неэффективно».