Еще совсем недавно говорили о кризисе бизнес-идей как о повсеместном явлении. То ли ситуация изменилась, то ли выпускники Губернаторской программы оказались людьми неординарными…

Сто пять представителей малого и среднего бизнеса в этом году получили дипломы слушателей Губернаторской программы подготовки управленческих кадров. Как признались преподаватели Ростовского государственного экономического университета (РИНХ), на базе которого уже восьмой год проходит обучение по данному направлению, каждый выпуск заставляет их переживать: а придут ли в следующий раз такие пытливые и талантливые студенты? Каждый раз такие студенты приходят. В этом году выпуск отличился обилием творческих неординарных идей. В общем, преподаватели в восторге.

Еще в большем восторге ученики. И это при том, что среди них есть и те, кто, казалось бы, собаку съел в предпринимательстве, и те, кто только планирует сделать первые шаги в этом направлении. Например, Станислав Жидков. Он открыл свою строительную компанию перед кризисом. Просуществовав на рынке немногим более года, был вынужден ликвидировать предприятие. Но мечту иметь свое дело не оставил. Стал участником Губернаторской программы по совету знакомых. Теперь доволен, что послушал друзей:

— Пришел на курсы, чтобы понять, что же можно было сделать в кризис, чтобы «не утонуть». Теперь понимаю: моя компания могла выжить. Но сегодня меня это особенно не тревожит. После обучения здесь решил открыть собственное дело в совершенно иной сфере …

Сергей Левченко стал предпринимателем еще в 90-е годы. Все время занимался дорожным строительством. В прошлом году победил в губернаторском конкурсе «Стратегия-2012. Стратегия перемен». Казалось бы, сам кого хочешь может научить, однако уверен: все знать невозможно. А потому не преминул воспользоваться возможностью поучиться:

— Здесь дается невероятная концентрация знаний, — рассказывает Сергей, — начиная от проведения проверок трудовой инспекцией и заканчивая правильным составлением бизнес-плана. Причем полученные сведения можно применить на практике. Расширяется и общетеоретическая база, и узнаешь что-то необходимое лично тебе. Я, например, защитил аттестационную работу по теме «Продвижение новых технологий в дорожном строительстве».

Сами педагоги ничуть не удивляются тому, что студенты им благодарны именно за помощь в практике ведения бизнеса, и это при том, что многие из вузовских работников — чистые теоретики. Как такое может быть?

— Мы же в процессе работы общаемся с огромным количеством действующих предпринимателей, — рассказывает Нина Федоровна Новосельская, преподаватель информационных технологий, управления и маркетинговых исследований. — От них и узнаем о том, какие у них проблемы, как они их решали. Мы сами многому учимся у студентов. И процесс обучения, кстати, строим во многом совместно. Узнаем, что было бы интересно конкретному курсу, а тогда уже приглашаем на занятия соответствующих специалистов.

Иногда сами ученики приглашают своих педагогов на работу. Наталья Петровна Хохловкина — педагог-практик. Она преподает психологию общения. Так что у педагогов, как правило, возникает полное взаимопонимание с их учениками. И каждый выпускной оказывается не только праздником получения дипломов, но и печальным расставанием друзей. Так вышло и в этот раз. Правда, выпускники Губернаторской программы обещали надолго не оставлять стены РИНХа: уж очень это интересно и полезно — учиться.